Новости Статьи Соблазн

Главная » Статьи » Психология » Метросексуалы: новые денди?

В 2002 году журналист Марк Симпсон обнаружил новый вид современных мужчин. Он назвал их "метросексуалами". Что же это за таинственные существа со странным названием? Первая часть термина образована от слова "метрополия"(1) , вторая указывает на особый тип ориентации столичного жителя. Классический метросексуал, по мнению Симпсона, - "молодой человек с приличным доходом, живущий в столице (метрополии) или рядом - поскольку именно там расположены все лучшие магазины, клубы, спортивные центры и парикмахерские. Он может быть геем, гетеросексуалом или бисексуалом, но это совершенно неважно, так как его единственная сексуальная ориентация - любовь к самому себе и поиск наслаждений для себя"(2).

Итак, метросексуал - современный модник, его характерные черты - нарциссизм, связь с городской культурой потребления и по-новому определяемая сексуальная ориентация. Именно этот набор признаков был свойственен и денди XIX века - вспомним тщеславие Браммелла и консьюмеризм графа Д"Орсе, или как Барбе Д"Оревильи писал о денди-андрогинах, натурах "неопределенного духовного пола".

В нынешней культуре старые разграничения "гей"/"гетеросексуал" оказываются слишком узкими для этого феномена, и в англоязычной прессе замелькали непривычные формулировки: "straight gay", "almost gay" - журналисты искали ключ к новому явлению. Масла в огонь подлил фильм "Секс в большом городе". Его героинь критики сразу зачислили в разряд "метросексуалок" - их зацикленность на моде, активная позиция в отношениях с кавалерами, вечная погоня за городскими удовольствиями - все это заставляло пересмотреть старые клише "женственности" и "мужественности".

Самый яркий пример метросексуала - английский футболист Дэвид Бэкхем, не устающий поражать своих поклонников новыми стрижками, серьгами, розовым маникюром и пристрастием к экстравагантным нарядам. Любая вещь, рекламируемая им, сразу становится волшебной приманкой, будь то темные очки Police, телефоны Vodafone или японская косметика TBC. Даже в сугубо патриархальном мире британского футбола болельщики прощают ему все "отклонения" в сторону женственности, не говоря уж о прочих "звездных" выкрутасах, включая недавний переход из "Манчестер Юнайтед" в мадридский "Реал".

Дэвиду, кажется, позволено все: он может появиться на публике в индонезийском саронге или сняться в обнаженном виде на обложке журнала Esquire - фанаты только пуще приходят в восторг. "Бэкс" - кумир и для женщин, и для геев, и для мужчин-"натуралов", великодушно предоставляющий всем "равные возможности для восхищения". Несмотря на свой образ идеального семьянина, Бэкхем остается универсальным объектом желания для поклонниц и поклонников. Его личный брэнд оказался сильнее традиционных рамок.

Но более всего способствовали внедрению метросексуальности в массы, пожалуй, даже не отдельные знаменитости, а недавние фильмы: помимо героинь "Секса в большом городе" в этот ряд, безусловно, можно поставить Патрика из "Американского психопата", персонажей "Бойцовского клуба" и даже "Человека-паука".

В практическом плане "метросексуальность" оказалась удобным понятием прежде всего для "пользователей" - городских модников. Безоценочная нейтральность и концептуальная емкость свежей "этикетки" помогла многим мужчинам внутренне раскрепоститься, избавившись от привычных страхов. Новоявленные "метросексуалы" признавались, к примеру, что они уже не боятся прослыть "голубыми" только потому, что хорошо разбираются в моде и средствах ухода за телом.

Настоящий метросексуал и впрямь серьезно интересуется своим имиджем, регулярно покупает новые марки кремов и шампуней, посещает салон красоты и нередко делает педикюр. Желая выглядеть моложе, многие мужчины даже соглашаются на пластические операции. Другие заботятся о фигуре, занимаясь с персональными тренерами в спортивных клубах.

Забота о внешности вознаграждается: метросексуал пользуется популярностью у дам. Его мнение высоко котируется - он разбирается в нарядах и может дать дельный совет при покупке новых вещей, всегда заметит удачное приобретение и сделает комплимент. К тому же, метросексуалу приятно обсуждать покупки и новые модные городские места, делиться впечатлениями и информацией. В довершение всего он обожает готовить и разбирается в основах здорового питания - настоящая находка для современных бизнес-леди, слишком занятых, чтобы простаивать у плиты.

Марк Симпсон проницательно отметил, что тип метросексуала - продукт экономического развития. Современное общество потребления нуждается в новых покупателях, и задача как производителей, так и рекламодателей - привести в магазины мужчин, привить им вкус к шоппингу. Таким образом к рыночным механизмам подключается мощный отряд потребителей. Если женщины и подростки уже давно попали в "сети" рыночной экономики, то мужчины до сих пор удерживали свои позиции. По традиции мужчина зарабатывал, а женщина тратила. В магазинах мужчина терялся, скучал, просился наружу "подышать свежим воздухом". Сплошь и рядом жены покупали не только вещи для себя и "в дом", но и выбирали дезодоранты и нижнее белье для своих супругов.

Раньше, чтобы приобрести, допустим, мужской крем по уходу за лицом Clinique, продвинутый покупатель, мучительно краснея, должен был идти в "женский" сектор косметики. Теперь, когда многие фирмы выпускают целые линии мужских косметических средств, потенциальный клиент уверенно направляется за нужным товаром. Более того: он руководствуется рекламой и общественным мнением, а стимулом для покупки нередко служат внушенные комплексы, раньше беспокоившие только женщин - боязнь старения, борьба с целлюлитом и полнотой. Метросексуал любит читать глянцевые журналы - FHM, GQ, Maxim, The Face, Details, Arena, Esquire, причем его тренированный взгляд мгновенно считывает нужную информацию с журнальных страниц, отмечая новые тенденции в моде.

Метросексуальный взгляд, исполненный потребительского желания, уравнивает и мужчин, и женщин. Недаром одно из определений метросексуала на сайте Wordspy гласит: "мужчина-натурал, который не подавляет в себе женственное начало".

Нынешний метросексуал - просвещенный и разборчивый потребитель: в магазинах таких называют "prosumer" (3) . В одежде он частенько предпочитает Armani, в обуви - Bruno Magli, продукты для тела фирмы Kiehl, шьет рубашки на заказ, но его интересы не сводятся к миру вещей. "Метросексуальность - это не только гель для волос, - пишет Karru, один из участников дискуссии на сайте Zephoria, - конечно, все метросексуалы разные, но если искать нечто общее, мы - хорошо образованные, любящие свою работу профессионалы, мы ценим нюансы и детали, нас интересует все новое в жизни - в том числе продукты и вещи: Нам свойственна вдумчивость": И впрямь, многие метросексуалы любят оперу, йогу, современный дизайн - словом, этих денди XXI века можно видеть не только в магазинах, но и в театрах, и в картинных галереях. Многие из них - продвинутые пользователи Интернета, и вполне возможно, что новейшие образы и манифесты метросексуалов обнаружатся именно в виртуальном мире.

Ольга Вайнштейн
специально для InterModa.Ru

(1) Метрополия - от греч. "meter" - мать и "polis" - город. В буквальном смысле этимология термина "метросексуал" дает "материнский пол". Это парадоксально перекликается с одним общеизвестным фактом: пол любого человеческого эмбриона в первые недели - женский (материнский), и лишь на втором месяце происходит дифференциация по полу благодаря Y-хромосомам, определяющим развитие мальчиков.

(2) Mark Simpson. Meet the Metrosexual. Cтатья появилась 22 июля 2002 года на сайте www.salon.com Первая статья Симпсона на эту тему была опубликована еще в 1994 году: Mark Simpson, "Here come the mirror men," The Independent, November 15, 1994. Однако слово стало популярным только в 2002 году и с тех пор постоянно входит в десятку хитов на сайте www.wordspy.com

(3) Prosumer - профессиональный потребитель (professional consumer).


 
© 2008-2023 Ателье.ру. Мы забыли о моде столько, сколько Вы не знали никогда