Это название выставки, которая открылась на первом этаже
Среднего дворца Екатерины II(Оперного дома). Ее тема – грандиозный
переворот в женском костюме, свершившийся в 1880-1920-е гг., и
отразивший перемену места и роли женщины в обществе.
Одновременно на втором этаже дворца вниманию зрителей представлен
выставочный проект - `Суровый текстиль конструктивизма`: авангардные
работы 1920-х гг. Л.Поповой, В.Степановой, А.Родченко, В. Лотониной,
других художников, работавших для советской текстильной промышленности.
Обе выставки самостоятельны, на первый взгляд даже зрительно контрастны,
и в то же время взаимосвязаны. Ведь радикальное изменение дамского
платья (исчезновение корсета, многослойного нижнего белья, изменение длины
платья до середины икры или до колена) и смелые попытки создать новый
текстиль и функциональную одежду для трудящейся женщины Страны Советов -
это лишь разные аспекты единого мирового социокультурного процесса.
На первом этаже Среднего дворца зритель попадает в мир изящных и роскошных
дамских туалетов с несколько интригующими сегодня названиями: сорти де
баль, труакар, матине… Здесь собраны замечательные образцы портновского
искусства известных фирм: «Поль Пуарэ», «Мэзон де люкс», «Сестры Буэ» и
др. Яркое и изысканное зрелище костюма эпохи модерна и ар-деко дополняют
обувь, образцы дамского белья, разнообразные аксессуары. Никого не смогут
оставить равнодушным и модные журналы конца 19- первых десятилетий 20 вв.
На выставке использованы предметы из ГМЗ `Царицыно`, МО `Музей истории
Москвы`, коллекции кафедры костюма Школы - студии МХАТ им. А.П.Чехова,
частных коллекций: Музея обуви «Shoe Icons», Ольги Романовой, Ольги
Поликарповой. Наиболее полно и интересно представлены коллекция костюмов
из собрания Елены Супрун, составляющая ядро экспозиции.
На втором этаже господствует строгий, почти аскетичный и вместе с тем
по-своему утонченный стиль эскизов и образцов тканей, эскизов одежды,
разработанных художниками – конструктивистами и их последователями для
внедрения в массовое производство. Противники «буржуазной моды», принципом
создания вещи они объявили удобство и целесообразность. Смелые и
талантливые лабораторные эксперименты, однако, с трудом находили
практическое применение даже в 1920-е гг. Одной из сфер реализации идей
конструктивистов был театр.
Большинство представленных на выставке работ происходят их богатой
коллекции текстиля ГМЗ «Царицыно». Демонстрируются также фотографии,
объекты и реконструкции костюмов к спектаклям `Клоп` и `Инга` из
коллекции Александра Лаврентьева и Государственного Центрального Музея
Кино.
Большая часть предметов экспонируется впервые.