Уж если что и было всегда в облике женщины чисто дамского, изысканного - так это головные уборы. Шляпы, шляпки, шапочки, кружевные мантильи, набивные платки, шелковые шали - чем только ни покрывали свои головки дочери Евы. Увы, культура ношения головных уборов современными женщинами практически утеряна. Еще в изысканном высшем свете или на богемной тусовке можно увидеть на чье-то голове настоящее произведение искусства и подивиться тому, как величаво и со вкусом это произведение удается нести по жизни. Но в обыденной жизни все это, как правило, утрачено. Да и современные ритмы жизни чаще всего не дают возможности щегольнуть чем-то эдаким.
Тем не менее из нашего гардероба не исчезли те предметы, которые честно выполняют утилитарную функцию защиты головы от воздействия непогоды. Более того, в нашем климатическом поясе без них просто невозможно обойтись - зимой морозы и снег, осенью и весной дождь и ветер, летом иссушающее солнце. Что же предлагает нам мода на весенне-летний сезон 2002 года?
А мода, оказавшись как бы на психологическом сломе двух настроений да еще и на естественном природном переходе от сезона к сезону, видимо, решила как раз не очень напрягать своих преданных почитательниц. Ничего сверхэкстраординарного нам на теплый сезон не предлагается. Нет, конечно, есть дизайнеры, которые готовы из любого самого утилитарного предмета сделать что-то экстремальное. Ну, натура у них такая - только дать почудить. Вот и знаменитый Стивен Джонс, посвятивший свою последнюю коллекцию России, насоздавал такого, что с трудом укладывается в рамки нормального восприятия, - скажем, вполне НЭПмановскую шапочку-горшок, выложенную прямоугольными стразами по всей поверхности, словно Красная площадь - брусчаткой, или шляпку в форме красной звезды с очень длинными и острыми кончиками. Возможно, это отражает представление матера о России, но в самой России в этом ходить довольно сложно.
В целом же шляпных дел мастера покорно идут за общими направлениями мировой моды, честно отрабатывая те же мотивы, которые являются доминирующими в основных коллекциях. Скажем, раз возник интерес к этническим мотивам - вот вам и головные уборы соответствующего стиля. Сразу несколько ведущих кутюрье сопроводили свои коллекции в восточном стиле вполне элегантными чалмами (Gaultier, Dior, Victor & Rolf). Причем у кого-то форма, расцветка и даже материалы практически буквально повторяют традиционные головные уборы Востока, а кто-то постарался несколько европеизировать чалму и осовременить ее с помощью более традиционных для Европы материалов.
К этническим (или, возможно, к фольклорным) направлениям можно отнести такие, как маленькие блестящие шляпки с низкой тульей и гладкими и жесткими полями в испанском стиле, ковбойские шляпы со всеми положенными атрибутами (например, у Dior - металлические пряжки рейнджеров и индейские перья), совершенно испанские или, может быть, латиноамериканские кружевные мантильи. Это довольно интересно, но опять-таки вряд ли получит широкое распространение в России в силу природного темперамента и климатических особенностей.
Гораздо более приемлемыми кажутся направления моды, пришедшие в сегодняшний день из 70-х годов. Это прежде всего эстетика хиппи, которая столь активно выходит ныне на первый план. Связано это, видимо, с ощущением горячего дыхания возможной глобальной войны на коже целого поколения молодых людей, выросших в совершенно мирное время. В свое время движение хиппи тоже возникло как реакция отторжения на многочисленные войны.
Сегодня наряду с одеждой, обувью, аксессуарами хиппи активно предлагаются и головные уборы из того времени. Это разнообразные легкие цветастые платки и шарфы, повязанные вокруг головы (Coccinell), банданы (Le Printemps), а также платки, сочетающие себе стиль хиппи с не менее модным нынешней весной стилем сафари (Paul Smith).
К стилю хиппи можно отнести также мягкие шляпы с очень большими полями (черная - от Blumarine или плетеная соломенная - от Kostumfundus). Хотя это скорее все же перепевы мотивов 70-х годов в целом. Потому что широкополые (ну, очень широкополые!) яркие и цветастые шляпы появляются и в других линиях коллекций знаменитых дизайнеров одежды. Скажем, представляя чисто летнюю линию, Pucci сопроводил практически все свои модели именно такими очень мягкими цветастыми шляпами в тон платьям и костюмам. Не остались в стороне и другие модельеры, украшая свои шляпы в первую очередь цветочными и яркими геометрическими рисунками.
Еще одно любопытное направление "шляпной" моды - необычной формы шапочки что называется в облипочку. Они сильно напоминают то ли головные уборы средневековых алхимиков (как их показывают в кино), то ли детские простенькие чепчики, то ли выполненные из тоненькой ткани летные шлемы. Как бы то ни было, изысканные женственные модели у Comme des Garcons, Veronique Branquinho сопровождались именно такими довольно нелепыми головными уборами.
Причем сочетаться они могут с чем угодно. Например, в коллекции Trend Les Copains мы видим такие карамельно-розовые шапочки в сочетании с довольно элегантным белым брючным костюмом, розовым шифоновым платьем и трикотажным "морским" брючным костюмом в полоску. Точно так сопровождает подобными шапочками практически все свои оригинальные модели и израильский дизайнер Viktor Bellaish. Причем цветовое сочетание у него может встречаться самое пронзительное (скажем, белое с зеленым).
И все же фаворитом по крайней мере весенней моды остаются кепки и фуражки. Женщины решительно отобрали этот предмет одежды у мужчин и, слегка преобразовав его, гордо водрузили на свои хорошенькие головки. Причем и фуражки, и кепки обрели в нынешнем сезоне значительные объемы и отличаются редкостным разнообразием расцветок и используемых материалов.
В некоторых коллекциях они напоминают о городских рабочих окраинах эпохи Великой депрессии (Stella McCartney), в других играют самостоятельную эстетическую роль (как в коллекции D&G, где маленькие элегантной формы черные фуражки прекрасно сочетаются с изысканными кружевными платьями). Причем стилистика современных женских кепок и фуражек не отсылает нас к знаменитым головным уборам российских политиков типа Лужкова и Жириновского, а отправляет гораздо дальше во времени - на баррикады Великой Французской революции к уличному шику свободолюбивых Гаврошей.
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.Ru.