Этнический стиль практически никогда не выходил из моды. Даже в те далекие времена, когда не существовало даже самого понятия Высокая мода, существенное влияние на одежду знати оказывали те наряды, которые привозили, скажем, рыцари-крестоносцы с далекого Востока или непоседливые путешественники из экзотической заснеженной России. Ведь не случайно самые роскошные материалы для самых дорогих нарядов имеют именно этническое происхождение - шелк, бархат, атлас. Да и многие национальные орнаменты прекрасно уживались с традициями европейской одежды.
И уж тем более этнические мотивы стали прекрасным источником вдохновения для кутюрье современной эпохи. Высокая мода часто переживала страстное увлечение то русскими сезонами, то африканским сафари, то экзотикой индейских племен. Но неизменным фаворитом всегда оставался загадочный, яркий и прекрасный Восток.
Еще в 1932 году знаменитая законодательница мод и одна из самых элегантных женщин своего времени - актриса Марлен Дитрих - позирует в кимоно перед фото- и кинокамерами. Бурный всплеск интереса к Востоку в целом и к Японии в частности был отмечен и в 1941 году, но нападение японской армии на американский флот у Перл-Харбор надолго наложило "вето" на использование восточных мотивов в одежде. На рубеже 60-70-х годов тема Востока снова активно возвращается в моду вместе с пацифистскими настроениями хиппи. А в 1995 год Мадонна в кимоно появляется на церемонии American Music Awards. Спустя два года "восточное" платье Николь Кидман попадает в список "10 лучших платьев Оскара". Бурное увлечении этникой в минувший осенне-зимний сезон было отмечено печатью самых экзотических мест - эскимосская тундра, альпийские луга, горы Перу, цыганский табор: Сезон весна-лето/2003 гораздо более определенный в своих пристрастиях: перед нами снова совершенно очевидная экспансия Востока (в первую очередь Китая и Японии). Причем ведущие дизайнеры одежды единодушно демонстрируют нам комплексный подход к этой теме: уж если Восток - так Восток во всем. Обувь, ткани, расцветки и рисунки, сумочки, фасоны, декор, даже макияж - все несет в себе очарование Востока.
Влияние Востока может быть совершенно явным и прямым, как, например, в коллекциях Miu Miu, где можно увидеть имитацию женского национального китайского костюма с маленьким воротничком-стоечкой, асимметричной застежкой, атласными гладкими поверхностями тканей. А вот в коллекции Gucci, который приглашает нас также в путешествие по Китаю, бесспорным хитом сезона стало традиционное национальное китайское платье нетрадиционной ультракороткой длины.
Другие известные дизайнеры одежды все же избегают столь прямого цитирования. Например, Blumarine и Roberto Cavalli используют сочетание традиционного силуэта национальных китайских платьев с нетрадиционными материалами или наоборот - традиционные восточные материалы с нетрадиционными силуэтами. Лакированная кожа, серебряная парча, вполне европейские гобеленовые орнаменты, крохотные воротнички-стоечки, асимметричные застежки и запахом в комплексе создают странный симбиоз Запада и Востока.
В то же время Balmain создает пряную и изысканную атмосферу Востока с помощью деталей и аксессуаров: рукав-кимоно, широкополы треугольные шляпы, прихотливый изысканный многоцветный рисунок с растительным орнаментом, яркие краски, завязки и пояса вместо пуговиц. Когда смотришь на представленную этим домом моды коллекцию, складывается впечатление, что иногда вполне достаточно выбрать подходящую ткань. И тогда, вне зависимости от фасона, любая женщина превратится в загадочную восточную красавицу.
Но особенно сегодня актуальным становится кимоно - в любом виде, форме, исполнении. У Dries Van Noten это широкая летняя тонкая блуза с короткими рукавом, у Ferre - некое подобие жакета с укороченным рукавом и плотно облегающим талию широким поясом-оби, у Paco Rabanne - длинное платье прямого силуэта с поясои-оби, опущенным с талии на линию бедер, у Lanvin - суперминиплатье из прозрачного черного шифона с прошвой из золотой парчи. Кстати говоря, все это выглядит по-восточному эротично и по-западному гламурно.
Виртуозное слияние восточной и западной культуры показал в своей коллекции на этот раз Gaultier. По мнению специалистов, это одна из лучших его коллекция за последние годы, настолько она гармоничная и стильная одновременно. Платья-халаты и платья-плащи в форме традиционных атласных кимоно у него сочетаются с совершенно европейской "средневековой" обувью в форме мягких замшевых сандалий с высоченной, выше колена, шнуровкой, а объемные накидки-кимоно со множеством драпировок надеваются поверх облегающих вечерних платьев.
Но настоящее поклонение духу Востока продемонстрировал Galliano для Dior. Он специально совершился трехнедельную поездку по Китаю и Японии, смешав в конечном итоге Восток древний и современный. Даже сам показ его коллекции был представлено как огромное шоу с появлением китайских балерин и исполнителей традиционного национального цирка Китая.
Под руками Galliano яркие цвета и образцы китайского костюма и японских кимоно были преобразованы в часть самой огромной одежды, когда-либо изобретаемой западными модельерами. Изящные модели, почти полностью погруженные в пышные коконы из парчи, тафты и шифона, передвигались по подиуму мелкими шажочками высоченных платформ. А преднамеренно добавленный к традиционным восточным тканям винил и блестящая лаковая кожа отсылали к современности и научно-техническому прогрессу.
Такое же впечатление противоречивости сегодняшнего мира создает и сочетание летящего шелкового кимоно с совершенно европейскими мини-платьями в обтяжку (Gucci, Donna Karan, Sportmax).
Не избежали влияния древнего Востока и российские модельеры. Пожалуй, наиболее изысканную и яркую форму оно получило в коллекции Валентина Юдашкина. Здесь можно увидеть все самое лучшее и самое традиционное: гармоничное сочетание красного, черного и золотого, рукав-кимоно, широкий пояс-оби, воротник-стойку, атлас и блестящий шелк, нежнейшие цветочные и растительные орнаменты, словно сошедшие с китайского или японского фарфора.
Галина ЮДАХИНА.
Специально для InterModa.RU.