Валентину Юдашкину этой осенью исполняется всего лишь 38 лет, а его имя уже давно стало синонимом успеха. Он известный российский кутюрье, первый и пока единственный за всю историю российской моды дизайнер, удостоенный чести быть принятым в 1996 году в статусе Члена-корреспондента в самую престижную организацию моды - Синдикат Высокой моды Парижа (кстати, мир Высокой моды принял в свои ряды лишь 17 достойных, и в этом обществе седовласых мэтров только англичанин Александр Маккуин моложе российского Юдашкина). Это дает право его Дому называться Домом Высокой моды (Haute Couture).
Премьерный показ каждой своей новой коллекции Валентин Юдашкин устраивает в Париже, во время Недели Высокой моды. Его модели хранятся в Музее Костюма Лувра, в Калифорнийском Музее Моды, в Государственном Историческом музее в Москве, в Международном музее Олимпийских игр. Он является почетным гражданином Лос-Анджелеса. В форме "от Юдашкина" спортсмены представляют нашу страну на Олимпийских играх, а крупнейшая авиакомпания "Аэрофлот. Международные авиалинии" - во всем мире.
Как известно, все великие дела начинаются с великой мечты. Но, как ни странно, работать в области моды Валя Юдашкин не планировал в принципе. В семье же у него вообще считалось, что это не профессия для мужчины, художник - звучало как-то несерьезно. А уж художник-модельер и вовсе... Но тем не менее мальчика ничто так не влекло, как рисунок, и когда он все-таки решил посвятить себя ему. Помимо рисунка, Юдашкин серьезно занимался историей искусства, даже преподавал ее некоторое время.
Вообще, вся его биография уже давно стала мифом в истории российской моды: как закончил школу в деревне в Московской области; как учился в техникуме легкой промышленности в Москве на отделении дизайна и был единственным мальчиком в девчачьей группе; как создал первый швейный кооператив; как зарегистрировал одноименную фирму; как произвел на свет и с успехом продемонстрировал в Париже первую коллекцию "Фаберже"...
Ему
всегда хотелось быть непохожим
на других. Его пугала готовая
одежда из советских магазинов,
потому что она делала всех
какими-то серо-одинаковыми.
Свою первую "коллекцию" он
сделал в 1986 году. Юдашкин тогда
работал в Центральном
проектно-конструкторском бюро
при Министерстве бытового
обслуживания Российской
Федерации, был старшим
тренером сборной команды по
косметике ЦКПБ. Команда должна
была выступать в Польше, в
Познане, а одежды подходящей не
было. В то время вообще ничего
не было. Оказавшись в
безвыходном положении, он
принял решение - сделать
костюмы для выступления
самому.
Свою первую "осознанную"
коллекцию Юдашкин показал в
концертном зале "Орленок"
8 марта 1987 г. , где были показаны
первые 150 моделей. И
практически все было сделано
собственными руками - не было
никаких ассистентов,
помощников. В 1989 г. уже была
создана фирма "Вали-мода",
получившая в 1991 г. новое имя
"Валентин Юдашкин".
"Сейчас есть возможности, есть
сырьевые базы", -- вспоминает
сейчас маэстро. "Я пользовался
тогда тремя фабриками -
"Октябрь",
"Ростокино", "Красная
роза". Из сезона в сезон мы
перекладывали ткани, как в
шахматах, чтобы найти новый
ход, чтобы отличаться от
Общесоюзного Дома моделей. Они
имели возможность взять что-то
из союзных республик, мы брали
только в Москве - и за то
спасибо".
"Думаю, мне удалось показать, что Россия - это не только матрешки и балалайки. Свои коллекции я посвящал Анне Павловой, Екатерине Великой и Анне Карениной. Литературная классика, русский модерн, музыка Чайковского - все, что меня интересовало как художника, я пытался показать в своих вещах" - часто рассказывает Валентин Юдашкин в своих интервью.
Подиум, по его выражению, интернационален, женщина - многолика. Мода не имеет сейчас такого диктата, как в 50-60-е годы, она стала практичней, потому что изменилась женщина. Она сегодня все больше вовлекается в общественную жизнь, политику, бизнес, спорт. Ее гардероб состоит из множества взаимодополняющих вещей - разных топов, рубашек. Женщина, по его убеждению, - сама художник, ей просто нужно помочь, дать возможность выбора. Она идет на работу в деловой блузке, а у нее в сумочке лежит маленький красивый топик для вечера...
Женщина стала более независимой, но и сегодня особенно актуальна женственность, элегантность, некая загадочность. Сейчас время шикарной женщины. И значит сейчас время Юдашкина. Эту красоту нужно видеть: вглядываться в ювелирную отделку, пытаться понять, как держится золотая пыль, прихотливыми узорами брошенная на рукава, удивляться тончайшей вязке из перьев экзотических птиц. В те считанные минуты, когда модель появляется на подиуме, невозможно разглядеть тысячу подробностей, из которых складывается эта красота и которые давно стали визитной карточкой Юдашкина. Всесильный бог деталей...
Юдашкин любит все ткани и, помня период, когда в Союзе шили из того, что было, сейчас ни в чем себе не отказывает. Шелк покупает на Севере Италии, в Лионе, где шелк ткут на станках XVII-XVIII века, поэтому можно экспериментировать, в Швейцарии, Австрии. В России нет должного уровня производства тканей. Юдашкин не любит мех, считая, что лучше сестер Фенди никто его делать не способен, хотя шьет из него. Сам Юдашкин, кстати, как утверждают, предпочитает джинсы и свитер, но самое главное в одежде - это 100-процентный комфорт. Порой на Юдашкине, по его признанию, может быть "странная одежда, так как все зависит от настроения".
Когда-то мода была очень закрытым, элитным искусством. Существовали маленькие салоны, где устраивались показы для клиентов, избранных журналистов. Диор совершил революцию, сделав моду более доступной. А после 80-х мы все стали свидетелями того, как мода становится все более индустриальной, коммерческой, как шоу-бизнес. Новые идеи, видимо, будут приходить от новых технологий и новых материалов. Чтобы что-то кардинально изменить в моде, наверное, нужно, чтобы все мы какое-то время походили голыми...
И все же у Юдашкина что ни год - всплеск фантазии. Чего стоит, например, оживший сон Шахерезады на сцене зала "Россия" этой весной! А коллекция "Конец века" - философская. "Я хотел показать то, - рассказывает Юдашкин, - что женщина уносит из прошлого века в новое тысячелетие. Считаю, что шедевром XX века стал мужской костюм, когда его одела женщина. Она сразу стала агрессивной, сексуальной, более независимой. Присутствуют в коллекции и декадентские нотки. Ведь прошлый век - это время катаклизмов, национальных проблем, глобальных потрясений. Но заканчивается коллекция триумфом золота. Это Ренессанс, которым все должно закончиться."
Требования Синдиката высокой моды во Франции очень жесткие - две коллекции в год, не менее 45 новых вещей каждый сезон, 85% должны быть сделаны вручную. Профессия модельера - это счастье, но это и тяжкий груз. Публика не знает, да и не должна знать, как достается красота, которую она видит. Иногда бывают дни, когда вообще ничего не хочется делать. Но Юдашкин очень удачно в такие моменты переключается на что-то другое. Например, коллекция ювелирных украшений началась с нескольких набросков, сделанных в самолете. Иногда можно отвлечься от собственного жанра, придумывая костюмы для театра или фильма.
В Доме моды Юдашкина, где работает 140 человек, есть ювелирная и парфюмерная линии, разрабатывается линия фарфоровой посуды, появилось недавно элегантное белье. Здесь делают и джинсовую линию, которая включает в себя, помимо традиционных джинсов рубашки, куртки, пальто, сарафаны, шорты, джемпера, молодежные сумки, рюкзачки, соответствующую обувь... Эта одежда очень актуальна на сегодняшний день, тем более что по желанию клиента здесь украшают джинсы различными тесемочками, вышивками, аппликациями.
Все ювелирные изделия выполнены по авторским эскизам дизайнера из уникальных сертифицированных драгоценных камней и металлов. В коллекции использованы изумруды из Колумбии, сапфиры - из Таиланда и Шри Ланка, рубины - из Таиланда и Бирмы, жемчуг южных морей - из Австралии и Таити, белые,желтые и розовые бриллианты, белое золото. Созданная ювелирная линия - результат совместной работы Валентина Юдашкина и ювелирной компании Lucas International, имеющей двадцатилетний опыт работы в этой области.
Искусство моды в этом отношении самое всеядное - откликаясь на веления времени, она вмещает в себя все, вплоть до пародии на себя же пятилетней давности. Считается, что мода сиюминутна, но ведь мы знаем стили, которые оттачивались веками, как барокко или ампир. Говорить о главенствующем стиле сегодня смешно. "Сегодня идут споры о скорой смерти haute couture. Я два года боролся, спорил, доказывал. Сейчас стал мудрее", - улыбается Юдашкин. По его словам, стирается грань между продукцией от кутюр и претэ-порте-люкс. Только цены разные. Платье за $ 60000-70000 никому не нужно на каждый день, и даже участники церемонии вручения "Оскара" предпочитают брать одежду напрокат. Поэтому мир Высокой моды - это не башня из слоновой кости, где замкнулся художник без контакта с внешним миром. Потому-то, наверное, так тянет в Нью-Йорк.
"Я уже доказал миру, - объясняет он данный шаг, - что могу делать одежду от кутюр. Мне за 30, пора думать о бизнесе. Мне, к примеру, предлагают одевать актеров голливудских фильмов". Америка, по мнению Юдашкина, - транснациональная держава, где "не существует никаких ограничений и где никому нет дела, кто ты". Дома моды взяли курс на Большое Яблоко. "Все перебираются в Штаты", - констатирует Юдашкин. - Причина одна - огромнейшая покупательная способность. Центр моды сегодня там, в Нью-Йорке".
Осенью Юдашкин покажет новую коллекцию haute couture. Самым увлекательным в этой работе, по словам кутюрье, была работа с объемами, формой, новыми технологиями, открытие новых возможностей материалов. Мех, имитирующий перья, шелк, бархат и шифон, богатая вышивка - изысканные детали, если не сказать излишества. "Модные тенденции носятся в воздухе, кто первый ухватит, - говорит Юдашкин. - В мире моды всегда главным было - успеть уловить этот дух времени".
Галина ЮДАХИНА.
Специально для
InterModa.Ru