Тема милитари, однажды, в незапамятно-ветхие времена появившись в модной одежде, останется там, видимо, навсегда. Просто бывают мгновения, как всеобщая любовь к строгости мундиров и красоте любой униформы возрождается совершенно взрывным способом, завоевывая время и пространство. А бывают времена тихого умиротворения и повального увлечения пацифизмом, и тогда милитари тихо задвигается на задворки мировой моды, оставаясь тем не менее в поле видимости. И, как правило, ненадолго.
Мода сезона весна-лето/2002 после всем известных трагических событий в Нью-Йорке оказалась полностью под влиянием как раз пацифистских настроений. Все мечтали о любви, всеобщем братстве, светлых чувствах и братании под ярким солнцем. Не случайно именно в этот период столь большое и существенное место в коллекциях ведущих кутюрье заняли мотивы хиппи-шика, который привлекал не только своей зрелищностью, но и миролюбием.
Но стиль милитари и в этих, казалось бы, невероятно неблагоприятных для него условиях, как-то умудрился вывернуться и реинкарнировался в форме стремительно набравшего популярность стиля сафари. В конечном итоге, ведь и он ведет свою родословную от легкой тропической формы колониальных войск, воевавших в южных колониях в XIX - начале XX века. У них очень много сходных деталей, которые и определяют общий облик - цвет (песочный, беж, хаки, оливковый), накладные карманы и кулиски, погоны и пояса, декоративные отстрочки и изобилие пуговиц. И несмотря на то, что сафари скорее ориентирован в силу своего происхождения все же на летнюю моду, и сезон осень-зима/2002-2003 явил нам любопытные образчики этого стиля (например, замшевые куртки у Fendi).
И все же этой осенью с не присущей для него робостью возвращается на мировые подиумы и сам стиль милитари. Однако он все равно далек от привычной военщины в чистом виде. Опираясь на некоторую карнавальность, обыгрыш определенных образов-масок Высокой модой в этом сезоне и стиль милитари прикрывается такой маской. И сегодня возвращается к нам в любопытном образе: лихого гусара.
Надо сказать, что здесь причудливо смешались несколько тенденций актуальной осенней моды. Во-первых, по-прежнему все покоряет разнообразное ретро. Во-вторых, на передний план явно выходит декоративность многих моделей осенне-зимнего сезона у большинства ведущих дизайнеров одежды. В-третьих, одежда приобретает некую театральность, отсылая не просто к некоторым временным рамкам в прошлом, а к преобладающим тогда знаковым имиджам (куда уж более яркий образ и имидж, чем гусар?).
В-четвертых, гусарство оказывается очень удачно подобранным образом и в силу своей определенной новизны для мира Высокой моды, поскольку милитари до этого ориентировалось в основном на военную форму современных армий. В-пятых, такая форма как бы мундира удачно перекликается и с этническими восточными мотивами (в первую очередь - национальными китайскими куртками с похожими силуэтами и аналогичными декоративными двухсторонними застежками.
Итак, вы решили войти в образ. Но с чего начать? Прежде всего запомните, что гусарство приемлемо в любой одежде. Например, у Chloe мы видим легкое белое весьма элегантное пальто почти классического покроя длиной чуть ниже колена с тщательным кроем и очень качественным материалом. Почему "почти классического"? Потому что длинный ряд мелких белых же пуговиц на нем имитирует застежку гусарского мундира с классической для этой формы отделкой декоративным шнуром.
В целом получается одновременно элегантно и забавно, особенно с учетом шелкового цветного шарфа, использованного в качестве пояса и завязанного на большой пышный бант. Для тех же, кто привыкли к большей строгости облика, но не хотят отставать от хитовых тенденций, Chloe предлагает черный вариант того же образа.
У Marc Jacobs нежно-кремовый брючный костюм почти буквально повторяет гусарскую форму, правда без традиционных декоративных шнуров. В данном случае отделка скорее строга, чем театральна, и играет на контрасте светлого бежевого и темного кофейного (причем отделка есть и на рукавах).
Любитель театральных эффектов во всем, Gaultier обыгрывает гусарские мотивы в самом разном, порой совершенно неожиданном образе. Ну, например, он предлагает в чистом виде гусарский ментик с трогательной меховой опушкой и отделкой в виде металлических цепочек вместо традиционного витого шнура. В сочетании с мягкой тканью нежнейшего кремового оттенка это создает очень женственный и одновременно игривый образ.
Другое использование гусарского мундира этим кутюрье связано с совмещением как раз тенденций театрально-милитари и восточных, столь любимых Gualtier. В данном случае типично гусарский ментик из шоколадно-коричневой кожи с декоративной застежкой из витого шнура отделан не только мягким мехом натуральных оттенков, но и пушистыми изысканными и экзотическими перьями.
Но особо театрального эффекта достиг в своих моделях Givenchy. Они декоративны, роскошны и пышны. Невероятный эффект производит, например, выполненный из золотистого ажурного кружева некий симбиоз прямо-таки наполеоновского мундира и пальто-тренч с глубочайшим V-образным вырезом, гусарскими декоративными шнурами, массивными эполетами и широкими отворотами на рукавах, словно предназначенных для того, чтобы хранить за ними изысканные белые перчатки или торопливо набросанную записку от любимого.
Но милитари вернулся к нам не только гусарской театральности. Его приметы читаются и в тщательно отделанных декоративными отстрочками куртках от Marcio Madeira, Marni; и в типично авиаторских кожаных куртках до пояса от Celine, Girbaud, Yamamoto, Gaultier. Двубортные застежки, отложные воротники, накладные карманы, почти солдатские грубоватые ремни, погончики, "военные" оттенки от зеленовато-коричневого до оливкового и песочного - все это вновь собирается на мировых подиумах, грозя к следующему лету завоевать ведущие позиции на Олимпе моды.
Ну, и конечно, в этом сезоне опять в лидерах ходят пальто-тренчи (Gaultier, Costume National, D&G, Celine, Moschino), порожденные в свое время длинными и элегантными офицерскими плащами. Они хороши своей предсказуемостью и практичной универсальностью и чудно сочетаются со сверхпопулярными в этом сезоне длинными яркими вязаными шарфами. Отличительной особенностью наступившего сезона, пожалуй, является лишь явно уменьшение их длины. У Alexander McQueen, Dice Kayek, Alessandro Dell`Acqua мы видим тренчи почти классического силуэта, но с длиной в пределах колена (иногда чуть выше, иногда чуть ниже).
Ольга
ПОКРОВСКАЯ
Специально
для InterModa.RU.