Когда-то дубленка в нашей стране была недосягаемым (чаще всего) символом материального благополучия. Потом в Россию хлынул поток дешевых скверно выделанных изделий из Турции, и в дубленках начали ходить даже первоклашки. Потом нас ими просто перекормили, и ходить в дубленках в приличном обществе стало дурным тоном... В конце концов все утряслось. И в меховые салоны наравне с шубами вернулись элегантные качественные "изделия из овчины". Да и может ли быть иначе - ведь у нас по-прежнему чуть ли не полгода стоит зима. Однако для дизайнеров одежды дубленки все же остаются малоинтересным предметом - как для наших, так и для зарубежных. Особенно для зарубежных, помешанных на защите животных и часто игнорирующих овчину наравне с мехами. Но даже если кто-то уделяет свое драгоценное внимание такому презренному предмету гардероба, как дубленка, то делает это в порядке исключения.
Для знаменитых европейцев это вообще просто такая форма развлечения - вроде новомодных декоративных зеленых дубленок с фисташковым мехом (Dolce & Gabbana). А для отечественных - идея заняться дубленками навсегда скомпрометирована челночным бизнесом начала 90-х. Так что современная дубленка - это скорее предмет исследования прет-а-порте, чем от-кутюр. Однако спрос рождает предложение. И по-прежнему пятая часть дубленок на нашем рынке - изделия турецких производителей (причем при этом лейблы могут стоять на них самые разнообразные - французские, немецкие, итальянские; по некоторым данным, в московских магазинах до 20-ти процентов отечественных и до 60-ти процентов импортных дубленок - поддельные), которые не гнушаются высокодоходного ширпотреба.
Чаще всего дубленки шьют из барашков, реже - из козликов. Иногда у нас появляются безумно дорогие дубленки из норки, белки или еще каких-то экзотических зверюшек, но это тоже просто декоративное извращение: в них холодно и некомфортно. Для русских морозов они совершенно непригодны. Самые лучшие для наших условий дубленки - канадские и финские (вспомним мечты советских женщин). Они теплые и очень качественные, поскольку имеют богатые традиции.
Изделия многочисленных итальянских производителей (даже если они фирменные) не выдерживают с ними, как правило, никакого сравнения. Солнечная Италия просто не готова к созданию функциональных (а не просто изысканных) изделий. Итальянские дубленки намного холоднее других. Разгадка в технологии - с помощью множества крохотных дырочек скорняки растягивают мездру, ощутимо увеличивая ее площадь. Определить такую растянутую мездру может даже не профессионал - она выглядит слегка лысоватой (кстати, иногда такая же технология применяется и при изготовлении итальянских шуб некоторыми производителями).
Еще один способ надувательства легковерных покупателей - дубленки из клееной овчины. При этом обрезки шкурок аккуратно приклеиваются на тканевую основу и потом покрываются специальным полимерным составом. Иногда такие мозаичные дубленки из-за творческого подхода к окраске овчины выглядят очень даже симпатично и способным обмануть даже придирчивого клиента. Однако в результате получается очень тяжелый мех, который по сути своей является мертвым. Лучшие качества овчины (которые так привлекательны для жительниц морозной России) -- способность впитывать влагу и пропускать ее наружу - в таком мертвом мехе уже не работают. Качество можно определить и на ощупь (овчина не должна хрустеть в руках), и на цвет (более качественные- светлые), и на взгляд (лысоватость овчины говорит как раз о растянутой мездре). Не должно быть никаких запахов; краска не должна оставаться на руках при касании.
И все же дубленка для нашей погоды - необходимая вещь, способная с тихим достоинством заменить сумашедше дорогие натуральные шубы. Помните, однако, что мода на дубленки меняется просто стремительно (если для вас имеет значение именно это, а не тепло в зимние морозы). Последний писк - приталенные дубленки (даже скорее полукрестьянские фольклорные тулупчики) из шкуры пони с необработанными краями и швами наружу (800-900 долларов).
Есть и совершенно эксклюзивные изделия (вроде той самой дубленки из норки) -- чрезвычайно дорогостоящий продукт буйной фантазии мировых звезд haute couture, проживающих, кстати, как правило, в очень теплых странах.
Отечественные дубленки можно найти за 250-350 долларов, но выбирать их нужно очень осторожно. Они тоже значительно обновили свой имидж, попав под влияние фольклорно-крестьянского стиля. Страсть к ручной отделке и вышивке в народном стиле накатывает на производителей модной одежды с периодичностью раз в три-четыре года. Похоже, что сейчас мы переживаем очередной такой бум. Коснулось это и овчинных тулупчиков. Псевдонародная вышивка может относить к разнообразным этническим культурам - не только русской. При этом выглядеть она должна нарочито примитивно, без изысканной проработанности деталей - словно создан этот шедевр модного дизайна человеком, впервые взявшим нитки и иголку нынче поутру...
Галина Юдахина
Специально для InterModa.Ru