Выбор постельного белья - дело очень личное. Есть люди, для которых хорошо отглаженное и накрахмаленное белье так же естественно и необходимо, как утренний кофе. Обычно такие ценители постельного белья предпочитают очень плотное, гладкое, но тонкое хлопчатое полотно того типа, что раньше лучше всего выделывали в Голландии; его иногда и теперь называют голландским.
Люди романтичного склада нередко выбирают льняные ткани крупного переплетения с чуть неровной структурой нити и немного шершавым прикосновением, чтобы ощущать натуральность, экологическую чистоту. Некоторые по тем же "природным" соображениям любят постельное белье из так называемого сурового полотна - льняной небеленой ткани. Оно жестковато в прикосновении, но это напоминает как бы естественный бодрящий массаж. Такое белье, кстати, очень полезно будущим мамам.
Есть люди, которые покупают так называемую бязь - недорогую плотную хлопчатую ткань из пряжи неполной очистки, в которой встречаются грубоватые на ощупь и не вполне отбеленные волокна. Это предпочтение связано с детскими впечатлениями, с привычками семьи. Но немаловажную роль при выборе белья играют и географические особенности. В зимних комплектах и в северных странах, например, ткань должна быть достаточно плотной, чтобы создавать слой тепловой защиты. А на юге и для лета простыни и пододеяльники делают из рыхловатой пряжи разреженного переплетения. Классическое же постельное полотно делается изо льна и хлопка, знакомых человечеству уже несколько тысячелетий.
Гораздо реже постельное белье делается из натурального шелка типа крепдешина или атласа. Это изысканно и красиво, но скользящее нежное прикосновение не успокаивает и расслабляет, а, скорее, возбуждает, так что шелковым бельем пользуются только в особых случаях - самых романтических, эротических или сексуально-раскрепощенных. Впрочем, в последнее время на качественные различия бельевых тканей стали обращать меньше внимания, чем на их эстетические характеристики. Сейчас цвет и рисунок определяют современную стилевую интонацию.
Долгое время постельное белье было просто белым. Потом появился цвет, стали употреблять гладкокрашеное полотно пастельных оттенков - светло-сиреневое, розоватое, зеленоватое, охристо-желтое, бирюзовое. Но чистая белизна настоящего полотна остается классикой на все времена - вне требований капризной моды. Белым принято делать торжественное убранство свадебной постели. Его украшают кружевом ручной работы (или ее имитацией). Но сейчас белое полотно все же допустимо оживить цветной вышивкой или включить в комплект отдельные цветные предметы - скажем, наволочки.
Сексуальная революция 60-х годов ввела в моду насыщенный, подчас вызывающий, колорит спальни. Появились алые, изумрудные, фиолетовые и даже черные комплекты. Такие цвета предполагают и особое качество ткани - например, тот самый скользящий, чувственный атлас. Примерно в те же годы в русле моды "кантри" в постельном белье появились ткани в мелкий цветочек. Это так называемый ситцевый рисунок. Таким тканям соответствует отделка в сельском стиле: кружевные вставочки, оборочки по контуру наволочек и пододеяльников, прошвы (вставная полоса из другой ткани или кружев, лент, соединяющая два полотнища).
По типу мелкорисунчатых ситцев декорировались и более дорогие, плотные хлопчатые ткани - сатины, поплины, репсы. Из них делали не только простыни, но и стеганые одеяла, покрывала. Простежка вошла в моду широко, так как она позволяла, используя натуральные ткани, преодолеть их главный недостаток - тонкость и "мнучесть".
Постепенно на постельном белье появились и более крупные и яркие рисунки в виде пышных роз. Этот стиль стал популярен также как одна из разновидностей фольклорной моды. Эти "глазастые" рисунки вызвали в постельном убранстве моду на пирамиды подушек мал мала меньше, на подзоры по низу постели из крючкового кружева или все тех же оборок. По мере распространения цветного постельного белья стали входить в моду ткани с рисунком в стиле бидермейер - сентиментальные букеты в сочетании с лентами, бантами. Это еще один оттенок ретро-настроений.
Простыни, наволочки, пододеяльники из клетчатых и полосатых тканей - это "скромное обаяние" делового стиля. Такой рисунок особенно органичен в крупнозернистом льняном полотне, где видно, как пролегающие вдоль и поперек цветные нити создают ритмичный рисунок. Более яркие варианты клеток и полос могут быть использованы для детских и подростковых комнат. Также веселый и нарядный вид детской придаст белье со сказочными мотивами: с изображением любимых персонажей, зверюшек, птиц.
В последнее время появились комплекты с очень крупными размытыми рисунками живописного типа, со стилизациями египетских орнаментов, с японскими иероглифами, с африканскими мотивами пальмовых листьев и звериных шкур. Некоторые постельные ансамбли делаются в матово-лиловатом, винно-аметистовом или мшисто-зеленом колорите - например, постель от Pierre Frey, так что в нее ныряют, как в пещеру сказок. Возможно, таким образом возмещается недостаток впечатлений в реальной, слишком деловой жизни.
Коллекция постельного белья, представленная в нынешнем сезоне, поражает своим разнообразием и богатством расцветок. Так, постельное белье Corte от Yves Delorme создает романтическое настроение изысканно-сдержанными золотисто-бежевыми тонами, чувственную изнеженность атласного белья сдерживает холодноватая серебристая гамма. Удачный выбор ткани в комплекте белья Espallier от Christian Lacroix навевает прекрасное настроение: зеленый лиственный орнамент дышит безмятежностью весеннего утра. А вот веселая сине-белая полоска и клетка на желтом фоне от Kenzo символизирует солнечное и приветливое лето. Воздушное белое пастельное белье от Givenchy напоминает морскую пену - такое же мягкое и нежное. Интересно, что американцы предпочитают постельное белье белого цвета, англичане - желтого, японцы - розового. В новой коллекции постельного белья, которая появилась в России, преобладают цветочные мотивы.
Ольга БЕЛКИНА.
Специально для
InterModa.Ru.