Еще задолго до нашей эры в Древнем Риме были провозглашены главные принципы любого совершенного творения человеческих рук. Это закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность и целесообразность. Эти же принципы эллины и римляне применяли и к своей одежде. Самое яркое воплощение все они получили именно в древнегреческом хитоне, который создавался из цельного куска легкой ткани. Хитоны никогда не кроились. Они собирались пряжками на плечах, поясом - на талии и спадали складками вниз, подчеркивая изгибы человеческой фигуры.
Короткие хитоны носили мужчины, воины и женщины-простолюдинки, более длинные - светские женщины, государственные деятели, старики и аристократы. Цвет ткани также имел символичное значение: белые хитоны имели право носить только представители аристократии, пурпурный, зеленый и серый цвета выражали печаль, коричневый был обычным цветом сельских жителей.
К чему такое далекое углубление в историю? Тем более что среди самых популярных и ярких летних коллекций античных хитонов не так уж и много, чтобы говорить о явной тенденции. Однако у многих ведущих дизайнеров одежды можно увидеть туники, которые, собственно говоря, являются прямыми потомками древнегреческих хитонов.
У римлян этот универсальный вид одежды приобрел необходимые аристократизм и элегантность. Они уже знали некоторые тонкости кроя и отказались от простых драпировок, с помощью именно кроя подправляя недостатки фигуры. Туника осталась универсальной одеждой, которую носили и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, и сенаторы, и простые воины.
Туника составляла долгое время основу одежды римлян. Однако она была скорее разновидностью нижней рубахи (даже так иногда и называлась - ) и носилась вместе с тогой (у мужчин) или столой (у женщин). У такой нижней рубахи были обычно очень короткие рукава либо их вообще не было. Поскольку она была очень широкой, то при подпоясывании "лишняя" ткань образовывала сама по себе такие своеобразные "рукава".
В отличие от хитона тунику надевали через голову и обязательно носили с поясом или ремнем с пышным напуском на талии. Без пояса выходить на люди считалось неприличным. Позднее в женских туниках пояса заменили сборкой на груди, а уже в наше время - кулиской. Это более удобно и практично, а кроме того, приспособлено к современным фигурам, которые существенно изменились со времен Древнего Рима.
Классическая римская туника у мужчин была длиной до середины икры, а у женщин - почти до полу. Со временем длина увеличивалась и к концу римского владычества практически сравнялась у мужчин и женщин. Кроме того, у туник появились широкий длинные рукава с квадратными проймами. Кстати, именно такие туники в этническом стиле нынешним летом предлагаются продвинутым мужчинам, которые не боятся рискнуть и выглядеть неординарно.
Еще один очень современный, казалось бы, принцип ношения одежды родился также на излете римского могущества. Речь идет о многослойности одежды. Считалось незазорным в холодное время года надевать друг на друга три-четыре туники разного покроя и разного цвета. Был подвержен этой моде даже император Август, который очень строго следил за соблюдением всех правил и приличий.
Современные дизайнеры одежды разделяют императорские пристрастия. Многие из них предлагают легкие туники в комплекте с пышными юбками (Lagerfeld), с трикотажными майками (Marant), с закрытыми купальниками и бикини (Calvin Klein). Кроме того, как оказалось, туники из современных легких материалов прекрасно сочетаются с самыми неожиданными предметами гардероба - джинсами (D&G), шортами (BCBG), легинсами (Marant), самыми разнообразными юбками - от пышных в оборку до обтягивающих.
Надо помнить также еще и то, что декор на римских туниках тоже имел смысловое значение. Скажем, алые или пурпурные вертикальные полосы означали, что их обладатель - сенатор (одна широкая полоса) или воин-всадник (две узкие полосы). Любые другие узоры имели чисто декоративное значение.
Кстати, на средневековом Западе, когда возродился интерес к разнообразным вариациями туники, украшавшие такие рубахи также носили символическое значение. Орнаментам (чаще всего красного цвета или золотого), которые располагались у горловины, по краю рукава и подолу, приписывались магические свойства оберегов. Отголоски этого можно увидеть и в современных коллекциях (BCBG, Calvin Klein, Cavalli). Нынешним летом, надо сказать, популярны в основном цветочные мотивы.
Роскошные платья-туники, расшитые блестками, перьями и бисером, ввел в светскую моду современности знаменитый французские кутюрье Поль Пуаре в начале прошлого века. При этом он использовал ярчайшие ткани фантастических расцветок. В более демократичном и повседневном варианте что-то похожее сегодня можно увидеть в коллекции от Etro: здесь шифоновые туники расцвечены экзотическими бутонами тропических ярких цветов.
Современные туники являются наследием не только древних греков и римлян, но и гораздо более близких нам хиппи. Именно они освоили сочетание просторных туник с этническими принтами и классических традиционных джинсов, а кроме того, добавили яркую вышивку - как на туниках, так и на самих джинсах. Именно так нынешним летом должны выглядеть самые продвинутые барышни.
Ольга
ПОКРОВСКАЯ.
Специально
для InterModa.RU.