Новости Статьи Соблазн

Главная » Статьи » Имена высокой моды » Пространство Пьера Кардена












В истории моды есть несколько личностей, которые уже при жизни стали своеобразными мифом, символом того прекрасного и изменчивого искусства, которое называют Высокой модой. Одна такая легенда - Ив-Сент Лоран - в этом году простился с миром haute couture. Другой легендарной личностью является Пьер Карден, который 2 июля отметил свое 80-летие. Сегодня Кардена, 80-летнюю легенду мировой моды, иногда пренбрежительно называют "дедушкой высокой моды". Но разве этот ярлык что-то может изменить в том факте, что Пьер Карден - это революционер моды, один из пяти самых известных французов, начиная с 1960 года. Его модели появляются на обложках популярных глянцевых журналов уже более 50 лет, а состояние оценивается как одно из десяти самых больших в Европе.

Его роскошный парижский офис расположен прямо напротив Дворца Президента Франции. В этом доме на авеню Марини, Пьер Карден работает почти полвека. Знаменитый мэтр при этом любит повторять: "Чтобы стать кутюрье, им надо родиться". Будущий великий модельер родился в 1922 году в небольшом городке неподалеку от Венеции, в бедной большой семье, шестым ребенком. Отец его поначалу был наемным солдатом (как и дед; с такой биографией не странно, что он полюбил красный цвет и Красную Россию). Потом отец стал виноделом, и сын мог бы продолжить семейное предприятие. Однако душа у него к этому не лежала. Он уехал из Италии и свои школьные годы провел во Франции. Маленького Пьетро в школе дразнили "грязным макаронником". А по дороге его, кстати, на одну ночь арестовали оккупанты, потому что все еще шла война.

Поначалу Пьер планировал учиться на бухгалтера (эта его склонность, наверное, и помогла впоследствии создать успешную, прибыльно работающую империю с совершенно новым, прагматичным подходом к моде). Говорят, он встретил однажды гадалку, которая, посмотрев на линии его руки, предсказывает Кардену счастливую жизнь - основой которой станет прекрасное дерево, приносящее ему красивые цветы и плоды. Как сегодня признается сам Пьер Карден, он не поверил тогда этому предсказанию, такое прекрасное дерево не могло вырасти в глухой провинции. И он уезжает в Париж.

В 14 лет он уже служил помощником Манби (Manby) - портного в Виши (Vichy). В 1945 году Пьер Карден впервые приезжает в Париж. Сам Карден сравнивает себя с д"Артаньяном. Он был не менее честолюбив, чем знаменитый юный мушкетер, и вскоре подружился с известным поэтом, драматургом и талантливым актером Жаном Кокто. Вскоре он увлёкся архитектурой, но потом, решив сделать карьеру все же в мире моды (а для этого надо было стать прекрасным мастером), он устроился работать в самые престижные парижские дома моды - ассистентом у мадам Пакин (Madame Paquin), Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli) и Кристиана Диора (Christian Dior). В 1946 он стал ведущим дизайнером в студии Кристиана Диора, который звал его "мой маленький Пьер". Там он получил бесценный опыт и помогал в создании великолепных платьев для "Красавицы и чудовища" Жана Кокто. "Я делал костюмы к фильмам Кокто, сам, вот этими руками, я обшивал Жана Маре... Все примерки делались на меня", - рассказывал позднее он.

В 1950 г. он открывает небольшую студию в Париже, где создает костюмы по преимуществу для театральных спектаклей. И в 1953 году показывает свою первую коллекцию haute couture для женщин, которая имеет небывалый, фантастический для столь молодого кутюрье успех. Карден покидает Дом Диора и открывает свой собственный Дом моды. А свой первый бутик Карден открыл в Париже в 1954 году и назвал "Ева". "Адам" появился в 1957 году. Именно с тех пор популярны его черные женские чулки и высокие сапоги.

В 1959 году Пьер Карден первым из кутюрье выносит в массы серию коллекций готовой одежды, устраивая показ моделей в Парижском универмаге на бульваре Хаусманн. Это шокировало Профсоюзную палату - орган, контролирующий кутюрье в Париже. Эта организация исключила его из своих рядов за попытку сделать одежду более доступной, считая, что таким образом он обесчестил профессию кутюрье. Ровно через пять лет Карден берет реванш, становится председателем этого профсоюза и принимает решение делать моду доступной для всех. Он не хотел делать одежду только для очень богатых людей, поэтому первым начал делать одежду pret-a-porte.

В 1960-м он совершает настоящую революцию сразу по нескольким направлениям. Во-первых, его авангардный стиль производит подлинный переворот в моде, и длинные узкие пиджаки без воротника с удовольствием носят "Битлз". А во-вторых, он первым вводит в обращение систему лицензирования и открывает производство своей одежды в Японии, Китае и в Советском Союзе. 900 лицензий, распространенных в 140 странах мира и 200000 человек по всему миру, работающих в настоящее время под торговой маркой "Pierre Cardin", делают ее одной из самых успешных в мире. Студии и лаборатории идей, работающие под маркой "Pierre Cardin", выдают 20000 рисунков (моделей) в год по четырем направлениям: Америка, Африка, Азия, Европа.

К 1970 году он купил Theatre des Ambassadeurs и преобразовал его в огромный культурный комплекс с демонстрационным залом, кинотеатром, художественной галереей и рестораном. Много лет назад он собрал театральную труппу, которая постепенно выросла в профессиональный театр. В 1948 году Карден впервые вошел в ресторан Максим, чтобы попробовать икры. С 1981 года в империю Кардена входит ресторанная сеть Максим. А через четыре года появляются одноименные знаменитые духи.

Сегодня годовой оборот фирмы составляет примерно 12 миллиардов долларов, что является высшим достижением среди всех стилистов мира. Торговая марка Pierre Cardin известна во всем мире. Это истинно французский шик и элегантность. В коллекциях знаменитого модельера присутствует не только классическая одежда, но и одежда для тех, кто предпочитает свободный и повседневный стиль в сочетании с высоким классом моделей и тканей. Название фирмы "Пространство Пьера Кардена" во многом символично. Это целый мир, где трудятся стилисты и дизайнеры, портные и манекенщики. И все они стремятся сделать нас красивыми и элегантными.

В своем творчестве Карден придерживается геометрического стиля. Создается впечатление, что Карден просто фанатично привязан к кругам, квадратам и спиралям. В то же время он не боится быть излишне декоративным, используя кованые металлические кольца, мягкие воротники-лепестки, искусственные цветы и огромные пуговицы. Карден любит одевать свои модели в изящные широкие пальто, длинные свободные плащи, напоминающие королевские мантии.

Особую роль в моделях Кардена, конечно, играют ткани, из них знаменитый мэтр отдает предпочтение трикотажу (джерси), эластику, шифону и винилу. Когда-то критики называли Кардена "бароном шелка" за пристрастие к этому изысканному материалу. В последнее время любимым материалом сам маэстро называет микроволокно (микрофибр): "Я думаю, что к этим тканям очень приятно прикасаться. Кроме того, многие из них очень мягкие и большинство очень похожи на кашемир..." К тому же Карден всегда отдавал предпочтение ярким и чистым цветам.

Что же касается собственно одежды, то именно Карден придумал многие формы и конструкции, которые в разное время покоряли мир: прямые и зауженные книзу платья-"мешки", юбки-"бочонки", юбки-"тюльпаны", жакеты-"пузыри" , подобранные на бедрах поясом, металлические украшения, похожие на торчащие плотницкие гвозди, аппликации, узоры и прорезные фестоны в виде четких зигзагов и двухцветных диагоналей, трикотажные полотна, выработанные "лапшой" или в духе картонных сот из-под яиц, жесткую виниловую кайму на подолах и кринолины-"абажуры" под обтягивающими платьями.

В 1965 году Пьер Карден совершил революцию тем, что изобрел мини сарафаны. Их делали из шерстяного сукна, на бретельках. Они носились с новыми женскими аксессуарами: водолазкой, обтягивающими свитерами с ярким рисунком (лапша). Женская мода была отблесками космической эры (шляпы в виде скафандра). Коллекция Пьера Кардена 1968 года напоминала о космосе. Он придумал использовать металлические конструкции до Пако Рабанна, пластик - до Иссеи Мияке, резал и кроил - до Джона Гальяно и Маккуина. Теперь все кому не лень растаскивают Кардена на цитаты. А он плевать хотел. У него все в порядке. У него раскупают все.

Карден завоевал мир, одарив каждого нужным именно ему. Кореянок подкрасил - в Южной Корее выпускают косметику "Pierre Cardin". Вьетнамцев обул, тайваньцам предложил дорожные сумки, француженкам поменял синтетическое нижнее белье на экологически чистое. А для России открыл дорогой ресторан "Максим".

Пьер Карден запатентовал более 500 дизайнерских изобретений не только в области моделирования одежды, но и в архитектуре, на транспорте, в сфере рекламы товаров и всякого рода зрелищ. Журнал Time назвал Кардена хитроумным фанатиком, который умудрился написать свое имя буквально на всем, "что можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, привинтить, привязать, растиражировать или разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить". Он стал первым французским дизайнером, который покорил Японию (1958), Китай (1978), а также Россию и Румынию. Однажды он позировал для обложки журнала Time, одетый в... полотенце от "Пьера Кардена". Сегодня 160 млн. людей на всех континентах приобретают продукцию с маркой Cardin. Границы империи Кардена невозможно увидеть, даже если забраться на самую высокую гору Франции.

Карден является обладателем 24 престижных международных и французских наград. В 1974 году Карден стал кавалером ордена Почетного легиона, а в 1988 - итальянского ордена "За заслуги" и "Священные сокровища" - высшей награды Ватикана. В 1985 году Карден был избран членом французской Академии изящных искусств и стал "бессмертным", как называют во Франции почетных академиков. В 1990 году коллекции Кардена выставлялись в лондонском Музее Виктории и Альберта, что является большой честью даже для знаменитых мастеров.

По признанию самого мэтра, он часто бывает в России и любит нашу страну. В 1986 году Карден подписал первый контракт на производство своей коллекции на территории России. А в июне 1991 года состоялся грандиозный показ 50 моделей Пьера Кардена на Красной Площади в Москве перед 200-тысячной аудиторией. Способствует такому нежному отношению к России долгая дружба с Майей Плисецкой. Именно в костюмах от Кардена великая Плисецкая танцевала в "Анне Карениной", "Чайке", "Даме с собачкой". В обыденной жизни Плисецкая тоже одевается от Кардена. Особенно любит вечернее черное платье с длинным шлейфом, в котором неизменно появляется на сцене в посвященных ей вечерах.

Сам Карден считает свою жизнь удавшейся: "Не так много людей, которые могут сказать что они счастливы в жизни, но я могу сказать, что я счастлив. Я преуспел во многом. Я занимался тем, чем хотел, это касается и моды, и театра, и бизнеса. Я объездил весь мир. 40 раз я совершал кругосветные путешествия..." Лишь одно омрачает существование великого маэстро: наследников у него нет, а преемника себе он так и не смог подготовить. Однажды Пьер Карден скажет по поводу своих отношений с актрисой Жанной Моро: "Если бы Жанна могла иметь детей, мы бы обязательно поженились!" И этот момент, может быть, единственный драматический момент во всей прекрасной феерии его жизни.

Романтической истории их любви почти четыре десятилетия: молодая Жанна Моро с ослепительной улыбкой - только что сделавшая серьезную заявку на звание великой актрисы, и изящный Пьер Карден с красной розеткой в петлице - подающий большие надежды модельер; гомосексуалист, встретивший женщину своей мечты.

Расставшись, они сохранили самую нежную привязанность друг к другу. И, когда Жанна Моро стала первой женщиной, принятой во французскую Академию изящных искусств, она обратилась именно к Кардену, попросив его сшить ей парадное платье. Так же они и познакомились: Жанна пришла в дом моды Кардена, так как ей понадобилась одежда для съемок. Они были без ума друг от друга. Настолько, что Пьер изменил свои сексуальные пристрастия. Они хотели быть вместе. Они хотели завести ребенка Но у Жанны были проблемы со здоровьем, и этому нельзя было помочь. Страстный роман продолжалось четыре года, потом разрыв, потом они снова стали неразлучными друзьями.

Галина ЮДАХИНА.
Специально для InterModa.Ru.


 
© 2008-2023 Ателье.ру. Мы забыли о моде столько, сколько Вы не знали никогда