Кстати говоря, даже само название "шуба" родилось где-то именно там - на берегах теплых морей, среди почти тропической растительности. Это название восходит аж к арабскому "джуба" и означает всего лишь просторную одежду с длинными рукавами. На Руси, издавна одевавшейся по зимней первой пороше в меховые пальто, к слову "шуба" тем не менее стали привыкать всего несколько веков назад, заимствовав его из немецкого.
Но российские традиционные шубы мало были похожи на современные. Носились они, как правило, мехом внутрь, а поверх покрывались дорогими тканями, по которым в первую очередь и оценивались - золотой и серебряной парчой, натуральным шелком, бархатом. Причем в российских лесах тогда было такое изобилие зверья, что сложилась определенная иерархия мехов: юные барышни носили, как правило, куниц и белок, реже - горностай (чьим мехом в основном отделывали разные виды верхней одежды - муфты, пелеринки), дамы - соболей и красных лис, солидные мужчины - бобра.
Только в XIX веке русские купцы привезли в обе российские столицы обычай носить меховые пальто ворсом наружу, научившись этому у коренных народов Сибири и Аляски. Так было более тепло и комфортно. Этот обычай в высшем свете прижился далеко не сразу. Дамы, например, начинали с гладких, короткошерстных мехов, отделывая их большими пушистыми воротниками, пелеринами или муфтами. Затем и нравы, и мода стали более демократичными. И среди дам высшего света можно было видеть различные виды одежды и мехов, которые раньше считались принадлежностью только низших сословий. Так в начале XX века в моду вошли изделия из каракуля и мутона.
На протяжении всего минувшего века (особенно во второй его половине) шла ожесточенная борьба приверженцев натуральных мехов и защитников природы, которые считали кощунством убийство животных ради дорогой шубки и призывали мир Высокой моды обратиться к искусственным мехам. Был даже период, когда политкорректная Европа было дрогнула и отказалась от натуральных мехов, замши, дубленой кожи. Только самые бесшабашные вроде Высокой моды Gaultier могли позволить себе бросить вызов общественному мнению и, несмотря ни на что, использовать в своих коллекциях натуральные меха и кожу.
Но время дет, и сегодня можно уже совершенно точно сказать, что защитники животных потерпели сокрушительное поражение. Такого буйства мехов уже давно не было видно на мировых подиумах, как в нынешнем зимнем сезоне. Причем ведущие дизайнеры одежды умудрились весьма гармонично соединить две почти противоположные тенденции - истинное буржуазную неприкрытую роскошь и дикую красоту варварских племен с их почти необработанными натуральными мехами.
Истосковавшись по возможности творить без оглядки на политкорректность, мастера явно наслаждаются фактурой и пластикой мехов. В первую очередь это относится к классику меховой моды Fendi, который просто заворачивает своих моделей в огромные меховые палантины с ног до головы и выпускает их на подиум, заставляя зрителей восторгаться самой фактурой и пластикой натуральных мехов самых роскошных и дорогих видов.
Не отстают от этого дома моды и многие другие известные дизайнеры одежды. В этом сезоне мех выглядит естественно практически во всех коллекциях "с именем". Словно мы возвращаемся к своим истокам и вспоминаем на генетическом уровне одежду своих далеких предков, носивших необработанные звериные шкуры. Большие пушистые и объемные шубы с минимальным декором предлагают это зимой Celine, Fendi, Lanvin. В основном они спускаются значительно ниже линии колена, достигая иной раз пола; обладают подчеркнутой линией плеча и объемными воротниками из того же меха.
Настоящим хитом сезона стали меховые жилеты, еще более похожие на одежду доисторического человека, не приученного еще к обработке природных материалов. Такие жилеты имеют разную длину - иногда до середины бедра (Givenci), иногда до середины икры (Max Mara), иногда до линии талии (Julien MacDonald). Как правило, это мех с длинным ворсом, не изуродованный какими бы то ни было застежками и иными декоративными элементами, и к тому же натуральных цветов.
Еще одна популярная модель этого сезона - меховые жакеты. Они более демократичны по сравнению с роскошными шубами, уместны в любой среде и в любых обстоятельствах. Жакеты могут быть романтичными белыми (Costume National), готически-черными (Gucci), натуральных песочных оттенков (Dior), окрашенными в молодежные пронзительные оттенки (например, розовый короткий жакет от Meteo напоминает плюшевого медвежонка из детсадовского прошлого, а оранжево-коричневый жакет с черными полосками от Carlo Tivoli - знаменитого мультперсонажа и друга Вини-Пуха тигренка Тигру).
И все же мастера нитки и иголки просто упиваются возможностями натуральных мехов, не перегружая их дополнительной окраской или декором. Среди наиболее популярных - лиса (как красная, так и чернобурка - Fendi, Helen Yarmak), песец (Celine), леопард (D&G, Gaultier). Именно эти дорогие меха в первую очередь и дают возможность продемонстрировать все их натуральные возможности.
Отдельный разговор о норке, которая у нас находится в последнее время в несколько униженном состоянии. Просто мы за десятилетия своего существования, когда норка считалась самым подходящим для советских женщин мехом, настолько ею "объелись", что теперь не воспринимаем как достойный своего внимания материал. А зря! Норка предоставляет истинным мастерам такие возможности, которые другим мехам даже и не снились.
Сегодня именно норка, как ни странно, становится одним из самых демократичных мехов, вернувшись в молодежную моду за счет своих дополнительных возможностей. Например, Marni из крашеной в шоколадно-белую полоску норки умудрился создать актуальную молодежную "летную" куртку до талии с отделкой из металлических молний. А Jil Sander предложил не менее молодежную модель жилета из норки натуральных оттенков, копируя форму: спасательного жилета. Норка оказалась хороша даже для отделки сапог от Nijole, а уж если кто-то и предлагает традиционные пальто из норки (как, например, Fendi), то они при этом делаются без подкладки, а край остается небрежно необработанным, как бы природным.
Вообще дизайнеры одежды в этом сезоне с таким упоением относятся к меху во всех его проявлениях, что готовы использовать во всех предметах гардероба без исключения. Можно видеть сумки из меха целиком (Fendi, Ferretti) или с меховой отделкой самых разнообразных видов - от аппликаций до опушки по краю (Abaco). Меховая отделка появляется на кожаных ремнях, сапогах и туфлях, твидовых и шерстяных пальто, классических офисных костюмах, вечерних туалетах, топиках и даже бюстье.
Но есть дизайнеры, которых натуральная роскошь мехов все же не удовлетворяет, и только в ход идут самые современные технологии. Это на заре прошлого века шубки шили, как правило, без всяких застежек (просто с запахом), поскольку считалось кощунством уродовать дорогой мех дополнительными дырками. Сегодня с мехом обращаются весьма вольно - его выщипывают, вырезают, перфорируют, режут на полоски и сплетают из них узоры, прессуют. В итоге получаются ни на что не похожие вещи. Как, например, полушубок из золотистой норки от Michelle design с мелкими кожаными вставками, разбросанными по всей поверхности и создающими эффект "потертости", "поношенности".
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.Ru.