Ранние описания производства шелка известны в эпоху правления Инь. С далекой древности существовали станки для размотки шелковых коконов (они помещались в котлы с горячей водой). Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день. Для перемотки нитей на бамбуковые катушки были ткацкие станки. О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тыс.до н.э. Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая в последствии стала божественной покровительницей шелкоткачества.. К концу средних веков китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков.
Шелка с древнейших времен расшивались изображениями мифических животных и сказочных существ, растительными и геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и подчеркивают единый художественный стиль общепринятый в Китае. Во времена правления династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощнейший толчек развития. Из источников тех времен мы узнаем о пятидесяти разновидностях шелковых орнаментов: пионы , жемчужины с зернами риса , драконы и фениксы , дикие гуси в облаках , дворцы и пагоды , рыбки в водорослях , цветы долголетия , лотос и тростник , драконы в цветах и многие другие. Частота нитей в работах китайских мастеров превосходит в 3 раза аналогичные показатели на лучших французских гобеленах. Первые шелка с изображениями по типу гобелена появились в эпоху Сун, их называют кэсы , или гравированный шелк .
Мотивы рисунков на ткани нередко повторяли пейзажи известных художников, или каллиграфические записи. В парадных нарядах обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с использованием золотых и серебряных нитей. Каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях. Основными сюжетами для них служили благоположительные символы:
- Рыбы (карп) символ успеха;
- Бабочки символ безмятежной радости, счастья;
- Цветы лотоса символ верности;
- Сливы, персики символ плодородия и изобилия;
- Птицы символ свободы и радости.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света , т.к. когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке - писал в 17 веке Дун Цичан. Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов.
В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение.
Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:
- синий - олицетворение высшего Ян , символ неба;
- Белый олицетворение высшего инь , символ чистоты;
- Красный символы огня, радости, счастья;
- Желтый символы Земли, власти, мечты;
- Черный символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
Отдельно нужно сказать об одеждах императоров. Эмблемой императорской власти служило изображение двух драконов возносящегося и низвергающегося, которые борются за огненную жемчужину . Эмблемой императрицы была волшебная птица фанхуан (чем-то напоминающая фазана). Ее оперение отличалось счастливым сочетанием пяти цветов. К числу благодатных символов относились единорог, трехлапая лягушка (символ богатства), карп. Эти полумифические животные во множестве вышивались на драгоценнейших шелках для одежд императорской семьи. Издавна желтый цвет считался цветом императора. Именно поэтому, наличие всех оттенков желтого, золотистый, оранжевый цвета очень часто встречаются в гардеробах современных китайцев.
На сегодняшний день шелковой продукции в Китае не меньше, чем в далекой древности. Ручную вышивку заменили суперсовременные станки и оттого она очень дорого ценится. Настоящих мастериц вышивки по шелку высоко ценят и очень почитают. Готовые шелковые ткани (как вышитые, так и нет) поражают обилием цветов, фактур , рисунков и узоров. Из этих прекраснейших материалов шьют практически все классические костюмы и шикарные вечерние наряды, свадебные платья и театральные костюмы, различные аксессуары и вещи для украшения дома. Поистине, шелк удивительный материал!
Влада. КНР.Пекин.
www.vlada.boom.ru
В статье использованы материалы из книги В.В. Малявина Китайская цивилизация