Однако рано или поздно наступает тот момент, когда фольклор и этнические мотивы уже перестают быть той остренькой перчинкой, которая придает пикантности современному стилю и заставляет восторгаться поклонников. Взгляд устает от пестрой экзотики и требует элегантной простоты более привычных вещей. В этом нет абсолютно ничего страшного - иногда точно так же надоедает ретро или, предположим, вариации на тему милитари. И тогда одно с успехом заменяет другое, как взбитый сливочный крем уступает свое место на праздничном столе хрустящим соленым огурчикам и рюмке водки. И то, и другое хорошо в своем месте и в определенных количествах.
Вот и нынешний сезон явно ознаменован временным отступлением этнических и фольклорных мотивов под яростным напором, во-первых, ретро-стилей, а во-вторых, проверенной классической элегантности. Показы весенне-летних коллекций показывают со всей однозначностью, что это было временное отступление, но не будем забегать вперед и поговорим все же пока о текущем сезоне морозных ветров и вьюг.
Если прошлая зима прошла под знаком южноамериканской и довольно неожиданной мадьярской экзотики, то весна-лето 2003 года были полностью завоеваны прекрасным Востоком. Яркий и таинственный Китай стал главный лейтмотивом большинства коллекций. Несмотря на очевидной отступление этнических мотивов в зимних коллекциях, далекие отголоски китайского увлечения ощущаются и здесь.
В первую очередь это коснулось дорогих вечерних нарядов. Здесь по-прежнему во многих коллекциях царствует роскошный блестящий атлас, вручную расшитый натуральным шелком. Вот только рисунки приобрели более европейскую направленность - ушли на время в прошлое драконы, другие мифические существа из восточных легенд, экзотические цветы и растения. Преобладающими остались, конечно, цветочные мотивы, но они приобрели более традиционные оттенок.
Преобладающими стала вышивка в нежных пастельных оттенках на черном фоне либо очень яркая броская вышивка на весьма актуальном в этом сезоне и агрессивном алом цвете. Такой подбор цветов и оттенков также говорит скорее об европейских традициях и является лишь отдаленным эхом недавнего поголовного увлечения Китаем.
Претерпели изменения и традиционные восточные силуэты и формы одежды. В коллекциях от Paul Smith и Valentino можно увидеть роскошные длинные платья и комплекты облегающего силуэта из атласа и шелка, в которых с первого раза угадываются традиционные китайские платья с ассиметричной застежкой и маленьким воротником-стойкой. Именно такие платья (как дорогие вечерние, так и самые демократичные пляжные) были несомненным фаворитом минувшего лета, но сейчас от них остался лишь пряный аромат воспоминаний. Он прекрасно обыгрывается и создает интересный симбиоз восточной и западной культуры.
Такие же пряные оттенки угадываются и в коллекции от Galliano для Дома моды Dior. Яркий шелк и атлас, рукава-кимоно, прически и макияж в стиле восточных див органично сочетаются с узкими брюками-сигаретами на шнуровке и облегающими мини-юбками из эластичного "кислотного" латекса в дискотечном стиле восьмидесятых годов. Оказалось, что одно и то же настроение можно выразить совершенно противоположными средствами. И это тоже одно из маленьких откровений нынешнего сезона. Хотя дизайнеры одежды всегда любили соединять несоединимые вещи.
В коллекции от Dior появляются отголоски и другого всеобщего увлечения давно минувшего сезона. Тогда аргентинские и перуанские мотивы были густо замешаны на традициях южноамериканских индейцев, что добавило в коллекции уж совсем неожиданной экзотики. Но, похоже, всеобщая лихорадка уже прошла, и лишь отдельные "точечные" удары напоминают о бразильском карнавале, что царил совсем недавно на мировых подиумах.
Вот и в коллекции от Dior появляются пышные многослойные юбки из пестрых цветастых ситцев с белыми блузами и маленькими жилетиками и жакетиками-болеро, пышные оборки, роскошные рюши. Однако все это вдруг разбавляется совершенно английскими цветочными принтами или цыганскими шалями. И снова появляется симбиоз европейских традиций одежды и южноамериканских, соединение двух культур не напрямую, а опосредованно - через форму рукава, длину и ширину юбки, оттенки цветочных рисунков. Хотя, в общем-то, на фоне унылой русской зимы это все равно дарит праздник и хорошее настроение.
Но русская зима не случайно приходит на ум при виде многих коллекций нынешнего сезона. Русский стиль, опирающийся даже, может быть, не на фольклор, а на знаменитые "русские коллекции" YSL, также прекрасно вписался в программу наших дней. И опять-таки во многих коллекциях можно увидеть не столько прямые цитаты из русских народных костюмов, а скорее некое представление о том, как этот самый костюм мог бы выглядеть.
Мы бы, наверное, многие вещи, например, от Lacroix могли бы сравнить с дорогими нарядами богатых купчих или роскошными одеждами дворянок. Много парчи, покрывающей двухслойные пальто, а то и шубы; много меховой опушки (причем из очень дорогих мехов); яркие цвета, длинные трапециевидные пальто и короткие жакеты: Хотя тут же можно усмотреть сходство с этническими нарядами многих восточноевропейских народов. Ведь похожую одежду диктовали сходные климатические условия.
Вообще, очень распространенная в этом сезоне меховая опушка в той или иной степени напоминает в большинстве случаев именно о русском стиле. Даже классические костюмы от Chanel из буклированной шерсти нежных пастельных оттенков именно благодаря использованию меховой отделки приобретают некий хорошо знакомый нам фольклорный оттенок. И, кстати говоря, это не только красиво, но и очень комфортно.
Интересные, хотя и плохо определяемые этнические оттенки можно увидеть в пальто и плащах, которые предлагают многие коллекции. Их силуэт в этом сезоне достаточно прост - преобладают традиционные тренчи либо прямые неприталенные формы длиной ниже середины икры. В этом случае "играть" начинает отделка. В коллекциях от Etro, Paul Smith, Valentino используются явно этнические орнаменты в форме аппликации либо вышивки. Конечно, это рассчитано скорее на любителя, но уж в любом случае лучше тех кошмарных черно-коричневых озабоченных толп, которые традиционно спешат по российским улицам.
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.RU.