Их любимые слова "дисциплина" и "настойчивость". И эти принципы гарантируют годовой оборот в десятки миллионов марок. За внешней простотой моделей стоит огромный кропотливый труд, когда не жалеют времени на тщательную полировку и не думают о быстром успехе. Жиль Зандер говорит: "Мы никогда не прекращали учиться. Мы всегда переделывали по-новому, всегда проверяли, нельзя ли сделать лучше". В результате получаются марки немецкой одежды, известные на весь мир. Все, что мы вкладываем в понятие "марочного": выдержанность, качество группы "люкс", абсолютная точность технологии, гарантия качества и долгосрочный успех, - и есть основные черты настоящего немецкого стиля.
Покрой - вот что главное, внешняя декоративность не в счет. Какая еще может быть идеология, помимо манифеста прямых швов и догмата необходимейших выточек? Здесь правят был точные до миллиметра выкройки - как на фабриках с миллионным оборотом, так и в журналах для любительниц шитья. В платье нет несущественных мелочей, все очень важно: сколько процентов шерсти в смесовой ткани, сколько отверстий в пуговицах, на месте ли петля, точно ли сошлись полоски. Большинство известных немецких дизайнеров - текстильщики по образованию, и это многое значит! Они начинают с материала, а не с картинки на бумаге, они моделируют вещь на манекене, и только потом появляются бумажные выкройки. В результате - вещи, удовлетворяющие самым взыскательным запросам, и превосходная "посадка" моделей по фигуре является самым главным дизайнерским хитом.
Ни они, ни их клиенты никогда не станут жертвами моды. "Честно говоря, я терпеть не могу рисковать", - говорит молодой дизайнер Клаудиа Мёллер. "А в чем секрет моего успеха? Думаю, в последовательности". Продукция немецких дизайнеров совершенно не подвержена модным прихотям одного дня. "Мне кажется скучным говорить о моде", - заявляет Альбрехт Оллендик, а Ханс Фридрихс - один из "отцов-основателей" немецкой моды выразился еще жестче: "Мы не делаем моду, мы одеваем женщин". Они смогли найти хороший баланс между модой и традиционностью, выпуская практически вневременную одежду для всех. У них нет намерения произвести фурор на подиумах - они хотят завоевать мировой рынок готовой одежды.
Они оставляют только самое существенное. Люди, которые ясно мыслят и четко действуют, хотят, чтобы их одежда была такой же, как они сами. Прямолинейность, свойственная немецкому менталитету, здесь проявляется в пуризме моделей, доходящем почти до аскетизма. Немецкий стиль не перестает ассоциироваться у нас с тридцатыми-сороковыми годами, когда всеобщий дефицит диктовал эстетические нормы. Словно бы нехватка всего и вся легла несмываемым отпечатком на продукцию немецких портных, - наследие тех времен, когда Ханнс Фридрихс сооружал вечернее платье из 250 м марлевых бинтов, пальто - из американского армейского одеяла, а юбку - из зеленого сукна бильярдного стола. Кажется, что им вообще не знакомо понятие "роскошь". А вам никогда не казалось, что роскошь оскорбляет человеческое достоинство?
Спокойная сила, для демонстрации которой требуется большая сила воли. Им нравится, когда женщины выглядят холодными, потому что тогда на первый план выходят интеллект и индивидуальность. Некоторая суровость, мужественный взгляд и не показная скромность - залог уверенности в себе. Эти никогда не улыбающиеся женщины излучают энергию. Энергичный почерк немецких модельеров ориентирован на успех: имеющие деловую хватку люди работают для таких же, как они. И женщины здесь не уступают мужчинам. Деловая женщина хочет и требует от своих вещей, чтобы они создавали ощущение верности, спокойствия, чувство "одетости". Абсолютная законченность и практичность костюма подразумеваются и никогда не могут быть забыты. Что получилось? Одежда на всякий вкус, которая кажется до невероятия простой, само собой разумеющейся, общепринятой, но при этом - продутой сквозняком модерна. "Не знаю, почему все это называют классикой, - говорит Зандер. - Я ненавижу классику!" Вольфганг Йооп (Joop!) демонстрирует откровенный модернизм, но его произведения совсем не похожи на скафандры космических пришельцев. Бывает, что платья выглядят как наброски с чертежной доски архитектора. Вы видите в этих костюмах дизайн, который сам себя ограничивает. Авангард не обязан быть ни вульгарным, ни шокирующим - вот в чем их тайна. Поэтому эти модели абсолютно современны и - как следствие - абсолютно востребованы. Но говоря о том, что Германия не породила громких имен в моде, не будем забывать, что Карл Лагерфельд - немец, и именно он превратил свою белокурую соотечественницу в международную богиню красоты.
Посмотрите, это выглядит очень традиционно, порой даже немного провинциально. Но эта провинция благополучна, довольна собой и знает, чего хочет. За нее уже проголосовали деньгами миллионы покупателей по всему миру. Хорошие качественные материалы не требуют сложной конструкции платья. Чтобы создавать модели классичные по виду, вовсе не нужно повторять то, что уже было. Потому что классика существует всегда, она сама по себе, как воздух, как чувство цвета, она дает свободу движению и простоту в выборе. Можно сказать, что классика - это, прежде всего, уважение к человеку. Все остальные только говорят о демократизме, создавая рубища из золотой парчи и приклеивая на щеки манекенщиц хрустальные слезы. Немецкая мода - это не высокое искусство, а высокоразвитая промышленность. Немецкие модельеры - это не те, кто создает предметы роскоши для тщеславных единиц. Они одевают миллионы.
Вольфганг Йооп |
Габриэле и Герд Штреле (Штренессе) |
Ханс Фридерихс |
Тони Лирш (Тони Гард) |
Жиль Зандер |
- |
Большакова Юлия
Специально для InterModa.Ru