Как ни странно, безудержная наглость юного нахала, возомнившего себя ровней великим мэтрам, вдруг все же дала свои плоды: едва перешагнув порог семнадцатилетия, Готье оказался в подручных у самого великого Пьера Кардена, которому отправил в общей сложности 350 эскизов. Вначале, конечно, в качестве мальчика на побегушках, а потом - ученика и помощника. Полная раскрепощенность мышления, отсутствие пиететов перед классическими формами, постоянная готовность к самому смелому эксперименту позволяли ему впитывать традиции одного из лучших французских Домов моды и в то же время не терять индивидуальности. Кроме того, чуть позже, в 21 год, он учился и у таких известных мастеров своего дела, как Жак Эстерель и Жан Пату, но именно у Кардена он приобрел свое основное умение - удивительный филигранный покрой, который позволял воплотить в жизнь самый фантастические идеи.
Нельзя сказать, что эти годы были очень легкими для молодого нахала, который уже тогда не отличался стремлением склоняться перед признанными авторитетами. В 24 года вместе со своими друзьями Готье начал создавать собственные коллекции, посчитав, что уже достаточно поднакопил жизненного и творческого опыта. В 1976 г. он рискует открыть свою собственную дизайн-студию, где делает балетные пачки, украшения из жестяных банок и шотландские юбки. Вместе с Франсисом Менюжем дизайнер создал электронную бижутерию. Затем последовала коллекция салфеток, скатертей и ковров. Он полон идей, уже полностью готов перечеркнуть стереотипы и покорить столицу моды...
Первую женскую коллекцию pret-a-porter он показывает в 1977 году, сразу же громко заявив о себе, но все же пока оставшись лишь в ряду таких же молодых и амбициозных дизайнеров одежды. Определенную известность ему принесла коллекция 1979/ 80 годов под названием "Джеймс Бонд". Она была стилизованна под моду 60-х годов. А в 1981 году Дом Жана-Поля Готье начинает понемногу приобретать вес среди известных модных марок и обрастать преданными поклонниками. Коллекции 1982- 84 годов "Париж. Готье", "Дадаизм", "Пять последних минут" становятся все более провокационными и все менее похожими на классическую элегантность французской Высокой моды. Появляются острогрудые бюсты, браслеты из консервных банок.
И лишь первая мужская коллекция "L`Homme objet", представленная в 1984 году, становится настоящей сенсацией. Готье создает мужскую коллекцию, навеянную женским образом. Он прокладывает совершенно новую тропинку в мире моды, одев красавцев мужчин с явными признаками элегантной мужественности в... юбки. Фактически это брюки с очень широкими штанинами, которые накладываются друг на друга. Кстати, тема мужской юбки так или иначе в последствии будет частенько всплывать в его коллекциях. Элегантный двубортный пиджак, классическая белая сорочка и изысканный галстук Готье умудряется весьма гармонично соединить с самой настоящей юбкой. Конечно, "белые воротнички" всего мира не начали после этого ходить в офисы в таком виде, однако у Готье мгновенно появились десятки подражателей. Его называют хулиганом и шалуном. С самого начала пресса его окрестила "enfant terrible" ("жуткий ребенок") Высокой моды. Он становится невероятно популярен в первую очередь у продвинутой, как сейчас сказали бы, молодежи. В 1985 году его выдвигают на соискание премии "Оскар моды". Начался стремительный взлет.
Его мода невероятно демократична. Он отрицательно относится к элитарной роскоши и умудряется соединять в себе несоединимые элементы, смешивать этнические мотивы, эротику и множество разнообразных жанров. Он всегда будоражит общественное мнение, бросает вызов, но не агрессивно, а словно играючи. Его наряды сделаны с большим юмором. Обнаженные попки, прозрачные платья без трусиков, утрированные детали. Вдохновение он находит на улице: мальчик-консьерж из ночного кафе, кокотка, танцовщица канкана, буржуазная дама-пуританка.
Он и сам очень веселый человек. Похожий на непослушного пухлощекого мальчишку, все эти годы он заставляет смеяться публику - иногда над ним, чаще всего - вместе с ним. В шотландской мини-юбке, полосатой тельняшке, с белым "ежиком" на голове он часто кажется неким комическим персонажем. Но только до той поры, пока на подиуме не появляется его следующая коллекция, в очередной раз переворачивающая весь привычный мир Высокой моды с ног на голову.
Готье умудряется находить прелесть, новизну и изысканность даже там, где, казалось бы, совершенно нечего ловить. Он был одним из первых знаменитых кутюрье, который, в частности, стал использовать на своих дефиле демонстрацию моделей с помощью женщин всех возрастов и размеров. Это могли быть нестандартно пухленькие, маленькие или весьма зрелые дамы.
Коллекции Готье весьма гармонично сочетают классические линии и нетрадиционные решения. Готье работает с очень дорогими материалами - например, с натуральным мехом. Однако как работает! Из норки, скажем, он как-то создал костюм в полоску и тельняшку; из каракуля - комбинезоны, а из шкурок стриженой лисицы - легчайшее вечернее платье. Бесподобна обычно и отделка - вышивка, меховые вставки, кружево. Например, не так давно он представил замечательное двустороннее пальто имбирного цвета - с одной стороны и полностью расшитое цветами - с другой. Пальто очень длинное и узкое в плечах, а вышивка расположена по нарастанию объема книзу, что давало ощущение хрупкости и динамики, которая подчеркивалось норковыми хвостиками.
Другое отличие манеры Готье, которую так никому и не удалось скопировать, несмотря на усиленные старания других дизайнеров одежды, - это умение разобрать любую классическую вещь на составляющие и из этих частей сконструировать что-то невообразимо заманчивое. Причем разбирать на части можно все, что угодно, - от классического смокинга до прозрачного неглиже.
Есть еще одна деталь, часто повторяющаяся в его коллекциях, - это корсет, откровенно подчеркивающий женские формы, присутствующий как самостоятельная часть наряда или сексуально выглядывающий из-под распахнутого жакета. В одной из недавних коллекции Готье даже его "невеста" была одета в "бабушкин" корсет волшебного розового цвета. А уж при нынешней моде на разнообразные корсеты со шнуровками и оборками мэтр просто купается в этой роскоши.
И неудивительно, что, создав свои духи в 1993 г., он придумал для них флакон в виде роскошной женщины из стекла, одев ее в корсет. Более того, он придумывает для нее новые наряды, одевая в пестрое платье летом, в строгое бархатное платье зимой, изобретая новые затейливые расцветки ее корсета. В 1995 году огромный успех пришел и к созданному им мужскому парфюму. Аромат женских духов Готье изысканный, утонченный и чувственный. А туалетная вода предназначена для мужчин, уверенных в себе. Ее аромат - свежий вначале и очень нежный, теплый, плотский, чувственный в конце. Мастер элегантных и одновременно хулиганистых деталей, Готье дополняет один из флаконов своей мужской линии пульверизатором с резиновой грушей и кисточкой - точно таким, каким в его детстве пользовались мужские парикмахеры.
Весенне-летние коллекции Готье в этом сезоне развивают все новаторские традиции его манеры и в то же время показывают совершенно новый взгляд. Подиумы мира захлестнул всплеск розовой сентиментальности и романтизма, а Готье показал строго этническую коллекцию в буддистском стиле спокойной философии. Он считает, что в какой-то одежде надо тусоваться по вечеринкам, а в какой-то надо иметь возможность спокойно расслабиться и помедитировать. Создание такой коллекции стало реакцией на события в Нью-Йорке, на неуправляемый рост агрессии и этнической нетерпимости. "Все думают об этом и все боятся этого. Просто моя коллекция - это воплощенный лучик надежды", - сказал на показе сам Готье.
С другой стороны, на последних парижских показах haute couture мы видим совсем иного Готье с почти классическими достаточно минималистскими вещами изысканного кроя. Даже обязательные этнические мотивы (в данном случае скорее испанские) очень изысканно вплетены в общую тональность и мужских, и женских линий.
Став недавно кавалером ордена Почетного легиона и почти официально получив титул наследного принца мира Высокой моды, Жан-Поль Готье продолжает творить и экспериментировать. Он делает костюмы для мировых поп-звезд вроде Мадонны и голливудских блокбастеров ("Пятый элемент" с Брюсом Виллисом и Милой Йовович). Он создает новые линии парфюма, аксессуары, сумочки и даже банные принадлежности. Перестав в чем-то быть наконец эпатажным enfant terrible, он совершенно по-детски в свой полувековой возраст смотрит на мир открытыми глазами и все время видит в нем что-то новое.
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.Ru