Больше всего в высокой моде потрясает атмосфера. Например, атмосфера, которая создается такими именами, как Джон Гальяно (Christian Dior),некоторая ностальгия по веку уходящему, по прекрасной эпохе начала столетия, по ее богатству, расцвету, по стилю танго, по времени, когда женщина раскрепостилась, стилю Поля Пуаре, Art Deco, Бакста.
Но мода не стоит на месте, сейчас существует мода на английский стиль, которая довольно-таки основательно утвердилась во Франции. С ней связывают то, что мода Haute couture должна двигаться в сторону театральности, оторванности от жизни, то, что это не отрасль индустрии, а вид искусства, который может практически не иметь применения в жизни, к человеку. С другой стороны, эта тенденция существовала и раньше, и сегодня ее ярко продолжает в своей работе Джон Гальяно в доме Dior. Но, придя на показ Дома Givenchy, который возглавляет Александр МакКуин,уже нельзя заявить о том, что англичане едины в своем порыве делать театральную одежду. Дело в том, что перед этим молодым художником была поставлена четкая задача - хотя бы частично вернуть клиентов Дома, которые вскоре после прихода Джона Гальяно в Givenchy ушли к Иву Сен-Лорану. Ведь приблизительно два сезона назад нельзя было купить нормальной одежды - ее в Haute couture практически не было. И, несмотря на то, что большое влияние на Александра МакКуина оказала его поездка в Японию, он достойно справился с поставленной перед ним задачей.
Модельер разработал не только высокохудожественные костюмы в восточном стиле, с необыкновенными украшениями, головными уборами, напоминающими погоду, выполненными из тончайших пластинок дерева, или крылышек из дерева на плечах типа вееров, не только платья с тюрнюрами и кринолинами, к чему мы, наверное, уже привыкли, но и очень красивые платья-костюмы, которые по настоящему можно носить. Единственной "откутюровской" чертой в этих костюмах-тайер были интересные рукава, разрезанные от сгиба локтя и расширенные к запястью. Я бы даже сказала, что это ассоциация не с восточной темой, а с русской, так как Александр МакКуин бывал у нас в России, где видел представленные там русские царские одежды XIV - XV веков с такими же рукавами. Поэтому, если несколько сезонов назад влияние английского стиля в моде было велико, то сегодня это не совсем так.
Haute couture - это не только ручное шитье, вышивка, трудоемкая наколка. Haute couture может быть необыкновенно современной за счет простых необычных идей, которые предлогает Жан Поль Готье, и именно такие идеи сегодня задают путь, куда может двигаться Haute couture. Это искусство не должно стоять на месте, оно должно постоянно совершенствоваться как живопись и музыка.
По той же причине Дом Chanel старается показывать в своих коллекциях предельно простые решения: жакеты, вышитые стеклярусом, юбки и джинсы - все это очень современно. Такие трансформации характерны для конца XX века. Самое удивительное, что во многих моделях Haute couture можно отличить и русские веяния Хотелось бы подчеркнуть, что в нашем дизайне одежды русский стиль, русская тема необязательно должна выражаться формой сарафанов или кокошников, ведь это могут быть исключительные вышивки, которые были высоким ручным искусством. Коллекции Валентина Юдашкина многие и критикуют, и хвалят, но нельзя не заметить и бурный успех этого модельера за последние годы. Он действительно превратился в мастера, и с каждым годом оттачивает грани своего таланта, а это очень сложно, так как представление русских об Haute couture всегда было иным.
Если принимать во внимание, что Слава Зайцев - звезда в моде промышленной, то о Валентине Юдашкина можно говорить как о первопроходце в русской Haute couture. Таких модельеров надо отмечать.
Вы можете заметить, что многие модели от Haute couture эксцентричны, но в то же время ее эксцентричные и необычные вещи неплохо продаются. Какая-то доля такой неординарной моды должна присутствовать. Ведь это дает новое - новую кровь, новое течение. Англичане вообще всегда многое привносили в моду, начиная с основателя Haute couture Фредерика Ворта, который был англичанином по происхождению. Не хотелось бы ставить англичан в противовес чему-то или кому-то. Важно, что каждая школа имеет своего лидера. Париж остается космополитичным, и он принимает любого модельера любой национальности. Главное, чтобы художник был талантлив, чтобы он мог предлагать свежие идеи. Концентрация множества ярких талантов делает Париж центром культуры, столицей моды. Этот город умеет аккумулировать идеи. Он никогда ничего не отрицает и не отвергает, а это очень ценное качество.
Но увидеть нарядно одетых женщин в Париже трудно. Да, можно увидеть пожилых женщин, роскошно одетых, а молодых практически нет. Так что видимых изменений в городском пейзаже не происходит. Оживление чувствуется лишь в дорогих и роскошных отелях, где за месяц все места забронированы. Но даже там не встретишь разодетых дам в платьях Haute couture. Пожалуй, количество клиентов Haute couture уменьшается от нашей все более прозаичной и слишком деловой жизни. Все реже в мире случаются балы, парадные выходы в свет и знаменательные вечера. А ведь именно жизнь диктует нам, как одеваться.
Но благодаря кулисам, необыкновенным прическам, макияжу, шляпкам, которые важны в Haute couture как произведения искусства, манекенщицы превращаются в принцесс из золушек на 40-50 минут, а в жизни они одеваются, конечно, проще, далеко не так, как для такого торжественного дефиле. Клаудиа Шифер сказала в своем интервью, что у нее есть всего одно платье Haute couture, которое она одела только раз, а теперь оно висит у нее в гардеробе. Поэтому прежде всего Haute couture это искусство.
По материалам журнала NRG