На коллекции "весна-лето-2001" не может не оказывать мощнейшего воздействия тот очевидный факт, что мир находится на переломе веков и даже тысячелетий. Казалось бы, такое эпохальное явление должно породить всплеск оригинальных идей и совершенно авангардных направлений. Однако большинство уже представленных коллекций говорят скорее о неуверенности мастеров, расплывчатости их представлений о моде третьего тысячелетия. Увы, никаких концептуальных новинок до сей поры представлено на суд публики не было.
И самым ярким доказательством растерянности знаменитых кутюрье является, с одной стороны, их бесконечное обращение с стилю ретро (80-е, 70-е, 60-е - далее везде), а с другой стороны, уход от традиционной деятельности к ее новым видам. Например, Кальвин Кляйн, явный законодатель авангардной молодежной моды, вдруг решил открыть свою космеическую линию и линию средств по уходу за кожей, а "королева трикотажа" Соня Рикьель выпускает новые духи - с образом собственной дочери Натали. И новая коллекция Рикьель (представленная в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) больше напоминает удачный пиаровский ход по раскрутке нового дорогого парфюма, чем новое слово в мире моды.
И еще одна примета, ярко показывающая неуверенность кутюрье в правильности выбранного ими направления на весну-лето 2001-го года, - противоречивость и даже иногда противоречивость большинства коллекций. Словно дизайнеры, так и не определившись с приоритетами века и запросами публики, решили угодить всем сразу. Яркий пример этого - новая коллекция Виктора Альфаро, представленная в Нью-Йорке.
"Коллекция Вик" (именно так она называется) включает в себя два противоречащих друг другу направления. Одно из них отрабатывает образ "естественной девушки" или "девушки с улицы". Это восемнадцатилетнее существо, совершенно очаровательное в своей простоте, молодости и наивной свежести. Модели этой линии навеяны опять-таки мотивами 60-х - пестренькие набивные ткани, яркие довольно безвкусные расцветки, много хлопка.
Другая линия "Коллекции Вик", представленная стык в стык, -- это "изысканная горожанка". Ее образ - изысканная элегантная женщина, предпочитающая роскошь. В моделях (особенно в вечерних платьях) явно прочитывается влияние все того же ретро, но гораздо более раннего - 30-х годов. Здесь используются дорогие ткани ярких цветов. А в итоге так и неясно: какой же видит женщину XXI века сам Виктор Альфаро? Чему же он отдает предпочтение - свежести и наивности молодости или изысканности и элегантности зрелости? Противоречивость образов внутри одной коллекции одного автора часто сопровождается и заочными спорами разных кутюрье. Причем каждый пытается найти тонкие психологические нюансы в обосновании своей позиции.
Например, дизайнер Донателла Джиронелли совершенно уверена: "Сегодняшняя женщина не приемлет стиль прошлого, поскольку на пороге уже ждет стиль нового века!" Представленная ею коллекция отвергает мотивы ретро любых годов. Она использует чистый элегантный цвет, а авангардность идей (как и цветовую гамму) черпает из картин Кандинского.
Почти одновременно представил новую коллекцию Слава Зайцев, в которой проповедуются совершенно противоположные идеи. Он считает: "Человек должен строить новое, помня о грандиозном опыте XX века!" Эта коллекция-уже не ретро, а самое настоящее дежа вю. Если забыть о новых по фактуре и качеству материалах, то вполне можно предположить, что видишь коллекцию тре-четырех-, а то и пятилетней давности. Те же высокие, геометрической формы головные уборы, то же немыслимое сочетание строгого кроя и вызывающей роскоши отделки.
Коллекции Славы Зайцева - это по-прежнему традиционный театр высокой моды, не имеющий ничего общего с реальной жизнью. Вышивка, меха, серебряная и золотая парча - очень роскошно, но довольно скучно, потому что вторично. А вторично - потому что (см. выше) неизвестно, что ждет от нас и что несет нам новый век.
Однако новая коллекция Зайцева показывает еще одну любопытную с точки зрения психологии тенденцию. "Нужно воспевать не бесстыдство женщины, а ее красоту и приверженность гармонии!" - утверждает знаменитый российский кутюрье. Ему в значительной степени вторит бразилец Александр Геркович, который, представляя в Нью-Йорке свою новую коллекцию на весну-лето заявил о том, что стремиться спрятать от нескромного взгляда женское тело. В большинстве его моделей используются натуральные ткани - шелк, кашемир, хлопок - и изобилие складок, создающее впечатляющую многослойность. Тело модели завернуто в единый кусок ткани, драпируя само тело и делая неопознаваемыми его формы.
Похоже, что такая тенденция - ответ на нарочитую чувственность высокой моды последних лет. "Объевшись" откровенной сексуальности, некоторые дизайнеры одежды невольно впадают в другую крайность. Если эта тенденция возобладает, миру высокой моды угрожает скука и ханжество.
Анна БИРЕВА
Специально для InterModa.Ru