Конечно же, речь идет в первую очередь именно о меховых вещах. Наши предки не теряли времени даром и стремились защитить себя от погодных невзгод с помощью именно звериных шкур. Можно даже представить, что одно из первых разумных проявлений человечества было как раз в том, что оно вполне осознанно закуталось в теплый мех.
Однако развитие цивилизации, как ни странно, привело к тому, что мех стал в некотором смысле изгоем. В шкуры зверей продолжали кутаться простолюдины, а люди высшего ранга носили дорогие завозные ткани, кружево и золотое шитье. Мех использовался обычно в качестве подкладки или отделки. Исключение делалось лишь для мехов, считавшихся драгоценными, - королевский горностай, шиншилла, норка.
Триумфальное шествие меховых вещей по странам и континентам стало проявлением демократичного духа XX века. Именно в начале прошлого века в качестве модной одежды стали появляться первые меховые вещи. И именно красота меха стала их главной "заманиловкой", главной привлекательной чертой. Оказалось, что его пластичность, блеск, естественные переливы дорогого стоят. Причем в самом прямом смысле этого слова.
И уже с начала XX века дизайнеры меховой одежды при работе с этим материалом старались использовать новинки науки и техники. Как ни странно, именно он оказался одним из самых технократичных материалов. Наверное, так уж удачно сложилось, что поскольку мех стал по сути новым материалом для дамского гардероба, с ним не возбранялось вытворять самые удивительные вещи.
С тех пор мех с энтузиазмом подвергают самым варварским издевательствам - его режут, мнут, прессуют, склеивают, щиплют, стригут, красят в самые немыслимые оттенки, превращают в длинные шнуры, используемые для создания своеобразных вязаных вещей. Более того, к нынешнему сезону дизайнеры одежды достигли таких высот в этом деле, что меховые вещи стали похожи на предметы постмодернистского искусства.
Между тем меховая мода XX века не стояла на месте. Вначале появились пушистые муфточки все из тех же "королевских" мехов - горностай, шиншилла, песец. Они были предметом первой необходимости и в России, и в Европе в целом. Техническая революция привела и к революции в других сферах. И вот уже с появлением открытых автомобилей у продвинутых дам той эпохи появилась потребность в теплых головных уборах, которые защищали бы от холода и в то же время сохраняли сложные прически.
Так в моду вошли большие объемные капюшоны на меховом подбое и с меховой оторочкой. Да и выбор мехов стал намного шире. Появились такие демократичные виды, как каракуль, кролик, мутон. А вот в двадцатые годы вместе с увлечением джазом появилась и мода на экзотические меха - обезьяны, горного козла, американского скунса. Все вокруг радикально менялось, происходили революции.
Настоящими хитами в те годы стали объемные пальто-кимоно с шалевыми воротниками. Они вполне удовлетворялись страсть к экзотике и в то же время были теплыми и комфортными. Именно их взял за основу своей последней зимней коллекции Galliano для Дома моды Dior. Выглядят они слегка карикатурно, однако силуэт и форму первоосновы сохраняют.
Тридцатые годы стали эпохой голливудских кинозвезд, которые диктовали правила во всем - от стандартов фигуры до модных силуэтов. Эти прелестные дивы непременно кутались в пелерины, палантины, боа и пышные горжетки из песца, лисы и норки, которые идеально сочетались с платьями из натурального шелка, парчи и атласа.
Вся эта роскошь временно отступила со своих позиций в военные сороковые годы. Нет, зимы не стали теплее, но суровые времена требовали более строгих подходов к одежде. А вот сразу после войны неистребимая женственность стала брать свое. И в моду постепенно вернулись классические меховые пальто прямого или чуть расклешенного силуэта, длиной чуть ниже колена, с небольшими воротниками.
Ну, а пятидесятые и шестидесятые с их возвращением к элегантности, революционными новинками в мире моды, царством стиля new look стали просто воплощением всех женских мечтаний. В моду снова возвращаются норка и даже соболя. По-новому прочитываются самые хитовые вещи двадцатых годов, которые становятся более легкими, мягкими и современными.
А вот начиная с семидесятых годов, мех впадает в некоторую немилость. Это был период минимализма и торжества делового стиля. Женщины переоделись в брюки и взяли за образец для подражания мужской гардероб, лишив его женственности. Среди хитов остались лишь укороченные жакеты из крашеного песца, которые зрительно расширяли плечи.
В восьмидесятые любителям натуральных шубок и шапок пришлось еще сложнее. Это была эпоха контрастов, при которой представители "зеленых" объявили мехам буквально войну. Считалось дурным тоном допускать в коллекции хоть какие-то намеки на жестокость по отношению к животным. Правда, это привело к развитию технической мысли в смысле создания искусственных мехов, но доставило немало горьких переживаний любителям всего натурального.
И только в девяностые натуральные меха начали постепенно реабилитировать. Lagerfeld, которые начал постепенно вводить их в свои коллекции, поначалу маскировал их под искусственные, но в конце концов открыто заявил о том, что в каждой коллекции каждого уважающего себя модного дома обязательно должна быть шуба из натурального меха. Так с тех пор и повелось.
И в наступившем сезоне мы можем увидеть в коллекциях самых известных домов моды повторения и цитаты практически из всех перечисленных выше периодов. Вернее, всего самого лучшего и самого привлекательного из этих периодов. Скажем, голливудские дивы тридцатых годов есть практически во всех коллекциях - от Fendi до Valentino. У них представлены роскошные объемные шубы, палантины и боа.
Остался верен традициям своего дома и Gucci. Его меховые жакеты строгой, даже жесткой формы имеют вставки из змеиной кожи, а также съемные большие воротники и боа. Укороченные приталенные жакеты из крашеной чернобурки являются в некотором смысле лишь ретроспективой уже известных коллекций этого Дома моды.
Старая добрая классика от Michael Kors напоминает об утонченных героинях Хичкока - облегающий джемпер, узкая юбка и пальто из норки. В этом же стиле представлено у Ferretti пальто из стриженого меха норки с черно-белым гепардовым рисунком. Совершенно винтажные коллекции представили Prada и Miu Miu - чуть поблекшие словно бы от времени, искусственно состаренные пальто украшены тяжелыми массивными воротниками из нутрии и каракулем.
Дань семидесятым - это не только меховые жилеты из лисы и песца (Cavalli), но и хрестоматийные образцы буржуазной роскоши из сериала "Династия" (так называемый "большой американский стиль"). Среди них манто из крашеной рыси, пончо из плетеной норки, цельные шкурки песца. Givenchy, Marni, Marc Jacobs, Dice Kayek, Blumarine - представили классические прямые пальто разной длины из норки, которая может быть серебристой, голубой, белой, бежевой, розоватой. При этом может быть любая форма воротника - шалькой, маленький круглый, отложной, остроугольный.
И, конечно же, нельзя не сказать о триумфальном возвращении каракуля. Когда-то это был, пожалуй, единственный доступный советским женщинам мех, и наши мамы его просто обожали. Сегодня из этого на самом деле очень благородного меха делают жакеты (Celine), костюмы (Sonia Rykiel), пальто (Lanvin), шапки (Prada). В идеале вещь из каракуля обязательно должна быть отделана полосками гладкой норки.
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.Ru