Первое, что бросается в глаза - концептуальность обоих мероприятий. Надо отдать должное "нашим" - в оформлении они ничуть не уступили британцам. Стиль выдержан в чистом виде. Фотографии, инсталляции и сами объекты исследования в виде абсолютно реальных трусиков, комбинаций, маечек и бюстгальтеров живописно заполняли пространство.
В остальном же - две противоположности, две совершенно разные истории.
Белье советской эпохи - не только собственно продукция трестов типа "красная швея" 20-х, но и вожделенные шедевры немецкой фабрики Triumph (здравствующей и по сей день, кстати, причем весьма неплохо), вывезенные из фашистской Германии 40-х, и уродливые вещицы домашнего пошива 50-х, и турецкие трусы-"недельки", завезенные челноками на заре перестройки:
Глядя на все эти трогательные предметы из прошлого с убивающими названиями типа "кальсоны мужские байковые" или "рейтузы женские с начесом", невольно задумываешься о том, что действительно: была целая эпоха. Этих хлопчатобумажных уродцев не любили, их производили с презрением к ним, их носили, стараясь не замечать. Только здесь мог в принципе возникнуть вопрос: "А зачем красивое белье - его же не видно?> Именно так и относились к белью. Как к тому, что не видно, что не хочется видеть. Советский человек должен быть проще, а буржуйская роскошь ни к чему. В результате советское белье превратилось в общемировой культурный феномен.
Известный французский актер Жерар Филипп (Фанфан-Тюльпан) в результате визита в СССР увез с собой в качестве сувенира несколько предметов женского белья, при этом удивившись, как же в принципе в этой стране еще осталось понятие рождаемости. А рассказы о том, что жены советских офицеров носили немецкие комбинации в качестве выходных платьев, уже обошли все специальные и популярные издания. Затюканные идеологической пропагандой советские женщины тянулись к роскоши, пусть и фальшивой или вульгарной. Именно поэтому в нашей стране стали невероятно популярны бездарные турецко-китайский поделки из дешевой синтетики. Но об их безвкусии догадывались лишь немногие. Сравнивать было не с чем.
В Великой Британии судьба исподнего оказалась куда более удачной. Белье изначально воспринималось как совершенно отдельное направление в дизайне одежды, которое разрабатывалась многими поколениями английских модельеров и портных не менее тщательно. Как самая интимная часть туалета оно должно создавать человеку комфорт и доставлять эстетическое наслаждение. Наиболее удачно эти качества совмещает в себе белье от Marks&Spencer. Продукция компании является классикой английской бельевой моды. "Только белые женские панталончики с этой торговой маркой выпускаются более чем в семидесяти вариациях: "девственно-невинные", "вампирические", мальчишечьи, девчоночьи, старомодные, футуристические, бесшовные, монохромные, контрастные, комбинированные, строгие, непритязательные, фантазийные, традиционные:> Думаю, исчерпывающий комментарий. В отличие от СССР у Британии имеется одно неоспоримое и очень существенное преимущество - индустрия. Ее цель - конечный потребитель. Будь то комфортные хлопковые трусики Marks&Spencer, вычурные корсеты Vivienne Vestwood или роскошные стилизации под белье из секс-шопов от Agent Provocateur - любая вещь служит одновременно и предметом искусства и одеждой, занимая при этом свою нишу и не лишая своего производителя заслуженных дивидендов.
Но все же отрадно, что типично английский подход к этому предмету одежды, можно сказать, культура ношения белья приживается и на экс-советской почве, где ни о чем подобном и речи быть не могло. Мы вливаемся в цивилизованный мир. Наступает эпоха Inside Out.
Елена Бакланова