К сожалению, в нашей стране в минувшем веке культура ношения шляп была почти полностью утрачена представительницами прекрасной половины человечества. Оно и понятно: трудно представить себе даму в изысканной шляпке с вуалью в кабине трактора или даже в школьном классе у доски. Условия быта не располагали к ношению специальных (ради красоты, а не ради тепла) головных уборов. Даже суперзвезды нашего кино, на которых в смысле моды и стиля равнялась вся восторженная страна. Весьма редко фотографировались в шляпках, хотя уж они-то были ценителями этого милого предмета дамского гардероба.
Но в последнее десятилетие ношение шляп и шляпок стало почти моветоном и в мире Высокой моде на Западе. В пылу крушения консервативных традиций Высокой моды осмеянию и отторжению подверглись многие традиционные предметы дамского туалета. Вот и шляпки показались смешным анахронизмом и тормозом на пути развития авангардной моды. Окончательно довел до абсурда положение с дамскими головными уборами Philip Treacy, который откровенно посмеивается над солидными дамами, предлагая им нацепить на голову невесть что - портрет любимого актера или банку из-под кока-колы.
Однако те кутюрье, которые уважают и понимают женскую натуру, рано или поздно возвращаются к шляпам и возвращают их в свои коллекции. Сезон весна-лето/2003 в этом смысле весьма показателен. Женственность, которая, несмотря на некоторое сопротивление самих кутюрье, все же упорно возвращается к нам, диктует свои правила. Царившие несколько лет на мировых подиумах Гавроши с их мягкими, бесформенными и безразмерными кепками не без боя уступают место Прекрасной Даме. Как ни странно, кепки и фуражки в этом сезоне остались в коллекции одного из самых элегантных Домов моды - Dior. Так не стоит совсем уж списывать их со счета.
И все же большинство дизайнеров одежды с удовольствием погрузилось в конструирование самых разных дамских шляпок. Тем более что этому весьма способствует и увлечение ретро-стилем. Ведь именно 50-60-е годы, которые сейчас поднимаются на знамя Высокой моды, отличались элегантностью и любовью к шляпкам. Именно такие ретро-творения представлены в коллекции Chanel - маленькие шляпки с крошечными полями, плоской невысокой тульей по типу соломенных канотье начала прошлого века, с вуальками и приколотыми изящными цветочками. Цвет при этом может быть самым разнообразным - от актуального розового до классического черного и белого (или даже их контрастного двухцветного сочетания).
Маленькие шляпки предложил и Gaultier, однако у него они выглядят неким вариантом пародии на классическую мужскую шляпу - та же форма и те же материалы, но все слегка карикатурно уменьшено. Но Gaultier вообще отличается несерьезным отношением к серьезной высокой моде: что для одних - смысл жизни, то для него - лишь игра. Поэтому он тут же придумывает и совершенно противоположный силуэт - карикатурно широкополую мягкую шляпу, напоминающую некогда популярные у нас пляжные плетеные из неизвестных материалов шляпищи.
Но большие, тщательно сделанные классические шляпы с мягкими тульями и большими полями также можно увидеть в коллекциях сезона весна-лето/2003. И Givenchy, и Ungaro предлагают традиционные шляпы, которые способны украсить любую дамскую головку. Правда, если у первого они имеют более строгие силуэты (явно идущие все от той же мужской шляпы), то у второго тяга к прекрасному проявляется в бурном украшательстве с помощью целых букетов искусственных цветов, вуалеток и атласных лент.
Очень женственные, очень дамские или даже скорее очень девичьи шляпы представлены в коллекции Rykel. Они изготовлены из тех же тканей, что и платья, украшены многочисленными миленькими рюшечками и оборочками - этакий пестрый сатиновый раек для летнего отпуска. Конечно, в офис или на деловую встречу в такой шляпке вряд ли стоит отправляться, но вот для души (отпуска, отдыха, выезда за город или легкомысленного похода на первое свидание) - это как раз то, что нужно.
Не обошлось в этом сезоне, естественно, и без чисто мужского стиля. В той или иной степени, но женщины всегда с удовольствием носят мужские вещи. Можно погрузиться во фрейдистские теории, а можно просто получить удовольствие от коллекции Ferre, который как раз и предлагает в этом сезоне мужской стиль в деловой одежде. В том числе и классические шляпы - с полями средней величины, мягкой фетровой тульей, широкой атласной лентой, которая обязательно является контрастной. Причем это не просто мужской стиль - это скорее гангстерский стиль 30-40-х годов с эдаким броским и вызывающим шиком.
Однако в этом сезоне можно выделить и другие - не такие, может быть, яркие и общие, но не менее интересные - тенденции в головных уборах. Например, у Yamamoto появились шляпки-таблетки, которые чем-то напоминают форменную одежду стюрдесс. Они темные по цветовой гамме, строгие по форме, но тем не менее тоже украшенные крохотными игривыми вуальками. Униформа вообще в этом сезоне не слишком в чести у ведущих модельеров мира, однако на фоне всеобщего многоцветного оптимизма и игривости шляпки от Yamamoto смотрятся неожиданно свежо.
И еще одна любопытная тенденция - это возвращение в моду длинные шарфов, элегантно повязанных вокруг головы таким образом, чтобы концы свисали в творческом беспорядке на спину или сбоку. Похоже, что такая деталь, как длинный шарф, покроивший практически всех кутюрье минувшей зимой, не могла уйти с подиума без боя. Вот дизайнеры одежды и придумали, как ее получше пристроить. Очень женственный и элегантный шарф вполне успешно заменил в этой роли уже приевшиеся банданы. К тому же он предлагает некоторый простор для фантазии. Например, тот же Gaultier надел на плотно повязанный шарф большую и мягкую широкополую шляпу, создав некий новый образ - элегантный, игривый и очень демократичный.
Галина
ЮДАХИНА
Специально для InterModa.RU