Браммелл создал кодекс дендистского поведения, не утративший силы и поныне: гордость под маской вежливого цинизма, отточенная холодность обращения, саркастические реплики по поводу вульгарных манер или безвкусных нарядов. Квинтэссенция светского поведения денди - три знаменитых правила: "Ничему не удивляться"; "Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью"; "Удаляться, как только достигнуто впечатление". В этих правилах сформулирован особый "закон сохранения энергии": экономия выразительных средств, принцип минимализма. Этот принцип - самое главное в дендизме. Он универсален и распространяется не только на манеру поведения, но и на искусство одеваться, и на стиль речи. Лаконизм реплик денди - экономический эквивалент его продуманно-кратких появлений в свете и минималистского стиля в одежде.
Дендистский костюм отличается прежде всего благородной сдержанностью, что в свое время было полным новаторством: "Избегайте пестроты и старайтесь, выбрав один основной спокойный цвет, смягчить благодаря ему все прочие"; "В манере одеваться самое изысканное - изящная скромность" - гласят заповеди дендизма. Это прямая противоположность ставке на роскошь - ведь еще в конце XVIII века мужской костюм был богато украшен и шился из ярких цветных тканей.
Но денди отказались от внешнего шика, или, вернее, придумали новые законы вкуса, которые поначалу воспринимались как эзотерический кодекс для посвященных. В историю вошел язвительный афоризм Браммелла, произнесенный в ответ на комплимент некоего лица, о котором, судя по всему, денди был весьма нелестного мнения: "I cannot be elegant, since you noticed me". Вот так: "коль Вы меня хвалите, значит, я не так уж и элегантен"!
Суммарный эффект дендистского стиля никоим образом не должен быть резким или кричащим. Весь вид подлинного денди подчинен принципу
Принцип "заметной незаметности" или значимости для своих предвосхитил наступившую в середине XIX века эпоху готового платья и больших универсальных магазинов, когда любой человек со средним достатком мог позволить себе купить стандартный костюм и тем самым раствориться в толпе, стать невидимым. При этом для избирательного воздействия на своих требуется уже двойной код, усилие личного вкуса, остроумное словцо на фоне нейтральной речи.
Действительно, чем более стабилизировался базовый силуэт мужского костюма, тем большая символическая нагрузка ложилась на неприметные мелочи: настоящий дизайнерский пиджак и сейчас отличает такая деталь, как настоящие, а не ложные петли на рукаве, которые можно реально расстегивать.
В стилистике внешности денди мелочи вроде изящно повязанного платка имели огромное значение. Истинный денди узнавался по чистым перчаткам: он менял их несколько раз в день. Верхом неприличия было протянуть для пожатия руку в несвежей перчатке. Аналогичной чистотой отличались сапожки: согласно Шарлю Бодлеру, в начищенных до блеска сапожках должны отражаться светлые перчатки.
Что же касается манеры носить вещи, то "заметная незаметность" срабатывала и здесь: "Самое вульгарное - педантическая тщательность". Недопустимым считалось появиться на людях в новеньком, с иголочки, костюме. Опытные денди порой давали разнашивать новый фрак слуге, чтобы придать ткани несколько потертый вид, а иногда фрак протирали наждачной шкуркой или, согласно одной легенде, куском остро отточенного стекла. Тем самым достигался эффект "антикварной" поношенной ткани, что в некотором роде напоминает современную моду на специально порванные или stone-washed джинсы.
Можно было потратить умопомрачительное количество времени и денег на туалет, но лишь с тем условием, чтобы потом об этом забыть и полностью расслабиться, проявляя изысканную небрежность. И в этом безупречном костюме еще нужно было уметь элегантно двигаться, чувствовать себя свободно - только тогда возникал эффект непринужденной грации - итальянцы называют это волшебную легкость la Sprezzatura.
Провокативное поведение на публике, иронический цинизм, пристальная сосредоточенность на стиле и фигуре, холодность, эстетские позы, деланная небрежность, легкая "скользящая" эрудиция, андрогинные игры - все эти черты удивительно современны: Неслучайно в последние годы резко возрос интерес к дендизму - наша культура постмодерна отчасти признала в денди своих прародителей, и сейчас слово "денди" почти сравнялось по смыслу с
Фрагмент из книги Ольги Вайнштейн
Предоставлено автором, специально для InterModa.Ru
Ольга Борисовна Вайнштейн
Денди: мода, литература, стиль жизни
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института
высших гуманитарных исследований. Автор книги "Язык романтической
мысли. О философском стиле Новалиса и Фр. Шлегеля" (1994).
Составитель двухтомника "Ароматы и запахи в культуре" (2003).