Впервые алмазы были обнаружены в Индии. Древние греки дали этому минералу красноречивое название - "адамас" ("несокрушимый"). В Европу их начали привозить в V-VI веках до н. э. Ну, а в русский язык слово "алмаз" попало в XV столетии со страниц книги Афанасия Никитина "Хождение за три моря". С тех пор и по сегодняшний день алмазы сводят с ума полчища озабоченных женщин и оседают в сейфах предусмотрительных мужчин.
Понятно, что рано или поздно обстоятельства начали складываться так, что самые выдающиеся камни обретали не только собственную историю, но и собственное имя. Примеров тому немало. В Алмазном фонде России, например, хранятся два исторических алмаза индийского происхождения. Один из них - "Шах", почти не обработанный крупный камень, на трех пришлифованных поверхностях которого видны надписи на персидском языке, дающие возможность воссоздания его биографии. Этот алмаз безупречно прозрачен и имеет цвет "желтоватой воды". Его вес - 88,7 карата. "Шах" попал в Россию в результате трагических событий в Тегеране 30 января 1829 года, когда толпа религиозных фанатиков убила русского посла поэта Александра Грибоедова. Стараясь избежать неминуемых политических осложнений, Персия передала российскому правительству одну из главных драгоценностей своей страны - громадный алмаз.
Второй знаменитый камень был найден в XVII столетии. Это природный осколок крупного кристалла слабого синевато-зеленого тона, его масса до огранки - 400 карат, после обработки - 194,8 карата. Последним частным лицом, владевшим солитером (так называют очень крупные и высокоценимые драгоценные камни), был граф Орлов, поэтому в истории этот алмаз остался под его фамилией. В день именин Екатерины Великой 24 ноября (по старому стилю) 1773 года граф Орлов преподнес ей великий бриллиант, а через несколько лет камень вмонтировали в скипетр русских царей. А другой знаменитый бриллиант "Кулинан" до сих пор является собственностью британской короны.
Специалисты распределяют "сырые" алмазы по сортам в зависимости от прозрачности тона, густоты и равномерности окраски, наличия трещин, минеральных включений и многих иных показателей (на этом этапе и происходит разделение на технические алмазы и ювелирные). Вес (масса) алмазов, как и других драгоценных минералов I класса, определяется в каратах. Каратом в Древней Греции называли семена рожкового дерева, по форме напоминающие крупную горошину. После сушки семена имели постоянный вес - от 150 до 220 мг. Современный метрический карат равен 200 мг.
Совершенно бесцветные алмазы являются редкостью, обычно у них имеется какой-то легкий оттенок. Но в исключительных случаях природа преподносит подарки в виде интенсивно окрашенных алмазов: желтого, оранжевого, голубого, синего, розового, коричневого, молочного, серого и черного цветов. Среди цветных бриллиантов много знаменитых: "Королева Голландии" голубого цвета, желтый "Алмаз Альберта", "Непал розовый", фиалково-синий "Хоуп".
Различные способы шлифовки и огранки алмазов использовались в Индии еще в древности. Так получилась простейшая форма - "октаэдр" (восьмигранник). Для создания более сложной формы у кристалла стачивали вершину до образования ровной площадки, а затем естественные грани камня шлифовали. В Европе в 1456 году для шлифовки алмаза впервые применили алмазный порошок. В тот же год придворный ювелир бургундского герцога голландец Людвиг ван Бергем предложил огранку в форме "розы", но... об этом вскоре забыли. В XVII веке венецианец Винченцо Перуцци был признан создателем бриллиантовой огранки. В то же самое время в Париже группа гранильщиков разработала полную бриллиантовую огранку, существующую, хотя и с изменениями, по сей день.
Наши современники не менее падки на "блестящие штучки", чем их предки. Точно так же замирают сердца при виде сверкающих граней прозрачных камешков в драгоценной оправе. Точно так же иногда отказывают вкус и чувство меры, и драгоценные переливающиеся в свете разноцветными огоньками камни чистейшей воды вдруг начинают выглядеть, как дешевенькая мишура на рождественской елке. Даже в кино- и театральных постановах (особенно на Западе) все чаще используют натуральные камни. Известно, например, что специально для съемок Николь Кидман в прогремевшем фильме "Мулен Руж" было изготовлено австралийким матером Стефаном Кантурном колье из 1308 броиллиантов общим весом в 134 карата.
Но бриллиантовые изыске доступны сегодня не только кинодивам или светским дамам так называемых цивилизованных стран. Один за другим знаменитые мастера-ювелиры приходят на российский рынок. В конце лета, например, в саду Шереметьевского дворца прошел показ коллекции знаменитого Pasquale Bruni. Кстати, впервые он использовал в своей новой коллекции такое изобилие цветных бриллиантов - розовых, синих, винно-красных. Деталь, которая сразу же бросалась в глаза, -- использование очень крупных камней с особой огранкой.
Не отстают от своих западных коллег и российские ювелиры. Почти в то же время в Храме Христа Спасителя прошла торжественная церемония открытия Российской Академии ювелирных искусств. Тем самым было заявлено в очередной раз о нашем особенном пути: не просто безделушки на потребу праздной публики, а именно искусство... Но надо честно согласиться с тем фактом, что подобная красота действительно достойна, чтобы к ней относились, как к искусству.
Галина ЮДАХИНА.