Ведь мода - эта игра. Дорогая, насыщенная странными фантазиями, наполненная страстями, но все же игра. И относиться ко всему ею произведенному сверхсерьезно - это не в правилах игроков. Вот почему чуть ли не в каждой заметной гламурной коллекции этой зимы обязательно шаловливыми солнечными зайчиками проскакивает мелкое хулиганство. И одна из таких забав, ставшая тем не менее одним из существенных направлений зимней моды, - увлечение гигантоманией.
Пожалуй, наиболее заметно это в трикотажных вещах, где гигантоманией заражено буквально все - от размеров самих жакетов, свитеров и кардиганов до размеров небрежно вывязанных петелек. В трикотажных вещах ручной (или как бы ручной) работы мы видим огромные воротники апаш, просто свисающие с плеч, или воротники-гольф, которые вполне могут выполнить функцию объемных капюшонов (Blumarine, Castelbajac).
Даже декоративные детали в таких вязаных вещицах становятся провокационно вызывающими, супергигантскими. Если уж вывязаны "косы", то размером чуть ли не в руку (Stella MacCartney); если манжеты, то в полруки (Blumarine); если воротник-шалька, то уж доходящая до размеров пончо (Balanciaga). А у Burberry мы видим на воротниках-гольф цветную бахрому такой длины, что она опускается ниже линии бедер.
Аналогичная ситуация и с моделями из меха. Ну, во-первых, Кутюрье вообще в этом сезоне отдают предпочтение сверхлохматому меху с очень длинным и густым ворсом (Dior, Lanvin, Fendi). Во-вторых, категорически ушли в прошлое кургузые шубки в облипочку из выщипанных и варварски спрессованных до толщины бумажного листа мехов. Сегодня в чести роскошные большие палантины; жилеты-болеро, напоминающие просто комок пушистого меха; жилеты, ниспадающие до пола словно средневековые царские мантии; шубы, больше напоминающие о меховых купеческих пологах (Fendi, Givenchi, Sоnia Rykel, Celine).
Гигантомания поразила в этом сезоне даже самые куртуазные вечерние туалеты, вторгшись со своими сверхдемократичными мерками в выстроенный мирок моды Haute Couture. Уж если у Chanel на изысканном вечернем платье появляется горох, так сразу размером с теннисный мяч. Если у Dior банты, то с размахом от плеча до плеча. Если у David Vincent рукава фонариком, то в его объемах вполне можно разместить футбольный мяч.
А уж аксессуары поражены этой слоновьей болезнью в этом сезоне просто в массовом порядке. Шарфы длиной до пола; сумки-торбы, которые с лета, кажется, только увеличились в размерах, напоминая уже не дамский багаж, а походные атрибуты какого-нибудь продвинутого исследователя флоры и фауны. Огромные накладные карманы усеяли не только спортивные куртки и пальто, но и английские классические пальто из строгого твида, латиноамериканские пончо, брюки, жилеты, юбки и появились даже на спине (D&G).
Кстати, большинство из этих вещей - принадлежность молодежного гардероба. И здесь "большая мода" словно бы расслабляется, представляя свои лучшие достижения зимнего сезона в несколько карикатурном виде. Английские пальто превращаются с помощью дополнительных объемов в просторные, почти безразмерные куртки (Viviene Westwood). Или, словно по мановению волшебной палочки, трансформируются в пальто-халаты с мягкими широкими "пляжными" поясами и воротниками, ниспадающими с плеч (Celine).
Та же трансформация вдруг происходит и с деловыми костюмами. Пиджаки классических силуэтов, увеличившись на два-три размера сверх нужного, становятся совершенно тинейджерскими по своему настрою куртками (Yamamoto). Или даже оставшись в пределах нормальных размеров, пиджаки и элегантные смокинги вдруг обзаводятся почти карикатурными лацканами гигантских размеров (YSL).
С самого лета неизменно растут в размера и украшения, достигнув, похоже, к этой зиме своего предела. Лихо закрученные серебряные и позолоченные змейки в виде пряжек к ремням и поясам от Valentino постепенно увеличились до размеров блюдец приличного диаметра. А пряжки на кожаных ремнях от Givenchi и формой, и (самое главное) размером уже обогнали сильно похожие на них металлически пряжки с демократичных солдатских ремней. Массивные серьги до плеч, перстни с камнем в пол-ладони, бусины с куриное яйцо, пуговицы диаметром с шарик от пинг-понга - все это милые шалости великих кутюрье, которые вдруг выскакивают, как чертик из табакерки, при показах самых серьезнейших коллекций.
На самом деле в увлечении гигантоманией нет ничего особо нового. Мы не так давно прошли через него. Давайте вспомним не такие уж далекие восьмидесятые, которые тоже любили большие лацканы, объемные пальто, длинные манжеты и карикатурные воротники. Обращаясь за вдохновением к минувшим эпохам, кутюрье в поисках оригинальности опираются не только на викторианскую Англию или средневековый ампир. Более близкие нам времена могут служить точно таким же богатым источником вдохновения.
Более того, гигантомания этой зимы - это не совсем карикатура на свое же увлечение гламурностью. Это скорее некий романтический штрих, добавленный от демократизма девяностых годов. Ведь хрупкая стройная женщина в большом, как бы не по размеру плаще или сверхобъемном пушистом свитере - это не менее сексуально, чем голливудская дива в облегающем атласном платье с шелковыми перчатками по локоть. Просто это разная стилистика, обращенная к разным социальным группам. И за романтическими шалостями дизайнеров одежды по большому счету можно разглядеть твердый коммерческий расчет, который позволяет одни и те же направления моды сделать актуальными одновременно и для светской львицы, и для хиппующего тинейджера.
Тома
ШУЛЬГИНА.
Специально
для InterModa.Ru