Хотя на самом деле знаменитая металлическая застежка имеет гораздо более почтенный возраст. Большинство исследователей считает, что ей уже как минимум 110 лет, а, может быть, и больше. Первое ее упоминание относится к 1851 году, когда изобретатель швейной машины Элайя Хоу (или Элиас Хоув) получил патент на "автоматическую, непрерывную застежку для одежды". Но тогда его изобретение (как это часто бывает с техническими новшествами) было слишком революционным для одежды и не нашло своего применения. Только через 44 года застежка "молния" (clasp locker (застёжку-замочек), ставшая позже всемирно известной как "зиппер") еще раз была запатентована - изобретателем пневматического трамвая Уиткомом Джадсоном.
Подтолкнуло его к неожиданному изобретению исключительно высокое чувство дружбы. Его близкий друг долгие годы страдал от боли в спине, возникшей после травмы позвоночника: ему было трудно даже нагнуться, чтобы зашнуровать ботинки. Так и родилась застежка для ботинок, с которой можно было справиться одной рукой. Изначально она состояла из двух цепочек, на каждой из которых чередовались крючки с дырочками, зацеплявшиеся друг за друга при помощи подвижной металлической скрепки - язычка. Технология изготовления "зиппера" была слишком сложна, и поэтому стоил он поначалу в два раза дороже самих штанов. Однако в 1893 г. Уитком все же открыл в Чикаго "Универсальную застежечную компанию", хотя коммерческого успеха это не принесло.
Однако шведский инженер Гидеон Сандбэк, нанятый в эту компанию и выгодно женившийся на директорской дочке, в декабре 1913 г. предложил принципиально новую практичную и удобную застежку, которая без изменений существует по сей день и 90-летний юбилей которой мы отметили 29 апреля.
Первоначально застежка "молния" так и использовалась исключительно в ботах и галошах. Само слово "зиппер", которым на Западе до сих пор обозначают эту застежку, возникло лишь в 1925-м. Считается, что его придумал английский писатель Гильберт Франкау, подражая звуку застегивающегося механизма: "Зип - и открыто, зип - и закрыто!"
В начале 30-х гг. модельер Эльза Скапарелли начала экспериментировать с "молнией" на детских вещах, поскольку многие дети не умеют застегивать пуговицы, то новая застежка достаточно быстро прижилась. Но по-настоящему она ворвалась в нашу жизнь в 1937 году, когда истек патент Сандбэка и использовать её в своих работах решил французский модельер Жан Клод. Исключительно для эпатажа он впервые поместил "зиппер" на ширинку мужских брюк. Публика пришла в экстаз. Продажи рванулись вверх. И новая застежка буквально захватила весь рынок одежды.
В послевоенную эпоху "зиппер" превратился в настоящий символ сексуальной революции и свободы! В 1953-м вышел фильм "Дикарь", в котором главный герой в исполнении Марлона Брандо эффектно застёгивал и расстёгивал "молнии" в самых неожиданных местах. Картина имела дикий успех. А на одном лишь звуковом эффекте от расстегивания и застегивания металлической "молнии" зиждется самый сильный эротический эпизод в фильме Анджея Вайды "Охота на мух".
Ясно, что после этого застежка "молния" (или "зиппер") неизбежно должна была придти в женскую моду. Причем именно на женской одежде она обрела декоративные функции. "Молния" позволяет сделать силуэт одежды более элегантным, а обтягивающие фигуру вещи с такой застежкой выглядят, словно вторая кожа. К тому же "зиппер" дарит дамам самим моделировать одежду "под себя". Например, вертикальная "змейка" по всей длине юбки позволяет её владелице самой регулировать разрез, насколько хватает смелости.
И все же, наигравшись и натешившись техническим новшеством, большинство ведущих дизайнеров одежды ограничили применения новой застежки исключительно утилитарными функциями. Лишь изредка "молния" начинала жить своей особой жизнью, приобретая самостоятельное значение в мире Высокой моды. Она редко выходила на самые верхние строчки в хит-параде актуальных деталей, но, появившись, не могла не привлечь к себе внимания. Так, прошлой зимой классические маленькие черные платья от Gucci были украшены многочисленными металлическими "молниями" разной длины, создав совершенно новый силуэт.
Сезон весна-лето/2003 также приветствует появление застежки "молния" в качестве самостоятельного декоративного элемента. Причин тут несколько. Это и ориентир на подростковую моду в качестве примера для взрослых (а, как известно, тинейджеры обожают "молнии"), и практичность самых хитовых вещей (в жаркую погоду так здорово одним движение расстегнуть стесняющий тебя комбинезончик или жакет), возвращение в моду байкерских тенденций.
Как бы то ни было, в этом сезоне "молнии" появляются на самых неожиданных вещах, в самых неожиданных местах и при использовании самых неожиданных материалов. У Prada это парча, у Louis Vuitton - платья с бантиками в стиле 60-х годов, у Tommy Hilfiger - открытый топик с бретелями, у элегантного классического Emporio Armani - тренч и укороченные спортивные жакеты с трикотажной отделкой, у Atsuro Tayama - даже традиционное восточное кимоно, у Guy Laroch - несколько рядов параллельных молний на плаще и брюках, у Marc Jacobs, Martine Sitbon, La Perla, Marni - комбинезоны, у Michael Kors - черная с белыми молниями куртка в комплекте с мини-юбкой, которая также украшена декоративной застежкой "молния" контрастного цвета.
Молнии появляются в таких местах, куда их может забросить только настоящий взрыв буйной фантазии великого кутюрье. Например, в коллекции Moschino "молния" появилась даже на: прозрачной вуалетке. А чисто декоративная "молния" на сапогах от Etro расположена на внутренней стороне обуви, где нам ее привычнее видеть, а на внешней.
На блузах, платьях, брюках и топиках застежки "молния" сегодня выполняют и своеобразную творческую функцию, как раз помогая их владелицам самим моделировать силуэт. Длинные "молнии" расположены так, что могут сделать больше или меньше разрез на юбке (Jil Sander), увеличить асимметрию подола (Paul Smith), уменьшить или увеличить глубину декольте на блузе (Helmut Lang), превратить брюки в штаны-"бермуды" или микро-шорты (Burbery). Как бы то ни было, застежка "молния" (причем непременно металлическая!) заняла свое место в модных тенденциях весна-лета/2003, и нам не стоит отставать от них.
Галина
ЮДАХИНА
Специально
для InterModa.RU