Но рано или поздно миленькие бантики возвращаются, и с ними возвращаются нега, томность и игривость. Хотя именно бант в качестве декора является одним из самых древних изобретений, призванных украшать человеческое существо. Ведь что это такое по своей сути? Просто красиво завязанный лоскуток ткани. Понятно, что это простейшее украшение появилось одновременно с появлением одежды как таковой. Потом узлы усложнялись, методы их завязывания совершенствовались, а используемые полоски ткани становились все более дорогими и изысканными.
Как и многие привлекательные детали внешнего облика, банты поначалу были монополизированы мужчинами (наряду с париками, чулками, пышными оборками, жабо и прочими удовольствиями). Они украшали их прически, сюртуки, рубашки, парики, туфли и даже чулки. Причем на изготовление бантов тогда шли самые изысканные материалы - от бархата и атласа до алмазов. Даже ордена и другие знаки самого мужественного отличия крепились именно на бантах и с помощью бантов.
И только во времена пышности рококо и барокко женщины решительно взяли дело собственного украшательства в свои руки. XVIII век был покорен бантами и бантиками, буквально усыпав ими все вокруг. Складывались целые образы, которые несли глубокий (часто эротичный) смысл, а не просто украшали дамские туалеты. Так, например, очень популярной была так называемая "лестница", когда нашитые в одну линию бантики разного калибра спускались от груди ниже талии, завершая этот ряд самым крошечным бантиком. Светские баловники называли это изысканное декоративное украшение любимых дам "дорогой, ведущей в рай".
До начала XIX века банты буквально царили в дамской моде и порой диктовали ее силуэты. То это были крохотные алмазные бантики-серьги, то игривые бархотки на шее и запястье, то гигантские пышные сооружения на шлейфах платьев. Говорят, что даже рождению знаменитой фразы о том, что "новое - это хорошо забытое старое", мы обязаны паре бантиков. Именно их в этот момент по-новому прикалывала на старом платье королевы Марии Антуанетты французская модистка мадемуазель Бертен, подготавливая наряд к очередному балу.
И даже с приходом XX века со всем его феминизмом и стремлением к равноправию между полами кокетливый бантик, как ни странно, не утратил своего значения. Вспомните одежду в бедноватой России на заре НЭПа - бантики на шляпках-колпачках, на туфельках, на мужских "толстовках", перешитых в женские платья. Но теперь уже это милое украшение символизировало собой не роскошь, гламурность и откровенно-призывную сексуальность, а напротив, юность, невинность, почти целомудренную кокетливость и эдакую невесомую женственность. Просто с возрастом в нарядах женщин чуть менялся размер и фасон бантов, а также материалы становились более дорогими и роскошными.
И в то же время именно бантик становится символом женской легкомысленности и безудержного кокетства. Более того, был период в истории моды, когда по количеству бантиков измерялись (как бы это помягче сказать?) уровень женского интеллекта и наличие вкуса. Что, кстати, совершенно несправедливо по отношению и к женщинам, и бантикам. Ведь большая любительница пышных бантиков - русская императрица Екатерина - была умнейшей женщиной, покорившей и Вольтера, и Дидро.
Но как бы то ни было, нынешней весной снова пришло время бантиков - вместе с настроем на женственность, юное кокетство, радостный восторг и безудержный оптимизм. К тому же все это составило гремучую смесь с ретро-увлечениями ведущих дизайнеров одежды в стиле 50-60-х годов. В итоге практически нет ни одной коллекции сезона весна-лето/2003, которая обошлась бы без кокетливых бантиков в самых неожиданных местах.
Особенно отличился Louis Vuitton, представив целый набор однотипных миленьких платьев, отличающихся только цветом. Здесь имеются в наличие все признаки женственных 50-х - крохотные рукава-фонарики, маленький круглый воротничок, длина на ладонь выше колена, приталенный силуэт и, конечно же, бантики на поясе. А в комплекте - очень открытые туфли на шпильке (и, естественно, с бантиком на открытом мыске). Плюс традиционные сумки с маркой Vuitton и опять-таки с кожаными бантиками нежных кремовых оттенков. Есть и другой вариант - акцентированный и даже шаржированный гигантский бант, который символизирует собой открытый топик, прикрывая целиком грудь.
И еще одна коллекция, традиционно наполненная бантиками - Chanel. Здесь можно увидеть вместо пояса - атласную розовую ленту, завязанную бантом с длинными концами сбоку на талии; мягкий воротник-бант на платье из тонкого шелка; крохотный бантик на шляпке с вуалеткой; такие же мягкие пестрые бантики в виде отделки на сумочках. Кстати, чудные контрастные по оттенку бантики украшают и мягкие сумочки из жатой кожи от Moschino.
Вообще, в этом сезоне, как ни странно, разнообразные банты можно увидеть в моделях самой разной стилистики. Чистый "ампир" от Boss Bison и Prada с платьями-туниками, линией талии, поднятой под грудь, мягкими драпирующимися складками и тонкими нежными тканями дополняется тоненькими поясками с чисто символическими бантиками. Классические платья и костюмы от DKNY украшаются широкими черными лентами вместо поясов, которые также завязываются декоративным бантом где-то чуть-чуть сбоку, с соблюдением правил актуальной ныне асимметрии.
Еще любопытнее выглядят бантики у Ungaro, который добавляет их в качестве чисто декоративных, абсолютно не утилитарных элементов в свои весьма эклектичные наряды. Например, к укороченному жакету в стиле гусарского мундира с асимметричным эполетом на одном плече. В то же время Dice Kayek находит возможность элегантно украсить бантиком укороченный кожаный пиджак в стиле "сафари". Как бы то ни было, начавшийся сезон предоставляет нам прекрасную возможность почувствовать себя легкомысленными и кокетливыми таким простым способом - просто с помощью нежного бантика.
Ольга
ПОКРОВСКАЯ
Специально
для InterModa.Ru