Ученые утверждают, что игра - это единственный вид человеческой деятельности (кроме, может быть, секса), который способен приносить чистое незамутненное удовольствие. А что такое, например, мир моды, как не бесконечная игра с образами, стилями, материалами, эпохами? К тому же это тот самый мир, который как раз способен дарить чистое удовольствие. А если он еще и соединяется с идеей возврата в детство, тогда получается удовольствие вдвойне.
Почему, как правило, иностранца всегда можно выделить в толпе людей на улицах российских городов? Нет, не потому что они одеты дороже, качественнее и престижнее наших сограждан. Сегодня многие россияне вполне могут позволить себе одежду самых раскрученных марок из самых дорогих бутиков. И иногда новинки сезона появляются в Москве раньше, чем где-нибудь в Берлине или Лондоне. Все дело в том, как мы это носим и как мы к этому относимся.
Любой самый продвинутый и состоятельный иностранец с удовольствием натянет на себя пеструю маечку и забавные шортики, даже если его пивное брюшко плохо в них влазит. А дама бальзаковского возраста с восторгом будет носить комбинезончик какого-нибудь пронзительно розового или салатового цвета. Просто таким образом воплощается их детское восприятие мира, а одежда служит в определенном смысле психотерапевтическим целям, возвращая в мир безмятежного детства.
Не случайно в любой коллекции любой самой знаменитой марки в мире Высокой моды обязательно встречаются модели, которые напрямую отсылают нас к собственному детству. И это не модели для подростков или молодежи. Для этого существуют специальные молодежные линии, которые выстраиваются вполне серьезно и осознанно. Нет, эти модели рассчитаны именно на взрослых людей, которые хотят поиграть в свое детство, вспомнить его свободу и раскованность и при этом избежать взрослых нотаций. Можно пошалить, побезобразничать, покапризничать, повыделываться и наплевать на законы взрослого мира.
Эта тенденция, кстати, достаточно отчетливо проявилась уже в коллекциях сезона осень-зима/2001-2002, когда у многих знаменитых кутюрье появились платья в стиле бэби-долл - этакие коротенькие кукольные платьица, рассчитанные именно на взрослых и элегантных дам. А в коллекциях весна-лето/2002 маэстро нитки и иголки эту тенденцию с восторгом и упоением развили дальше. Так в коллекции Диора появляется настоящий клоун, а Готье разбирает на части "взрослые" смокинги и клубные пиджаки, собирая потом из них что-то невообразимое и по-детски восторженное.
Что радует, эту тенденцию уловили и российские кутюрье. Причем самостоятельно вычленили из нее разные психологические, так сказать, направления. Ведь не всем хочется вспоминать именно хулиганское детство. Кто-то хочет почувствовать себя пай-мальчиком или девочкой-отличницей. Пожалуйста! Такую возможность вам представит как россиянин Виктор Анисимов, так и импортная знаменитость Бальман, у которого "хорошие девочки" ходят по подиуму в черных "школьных" платьицах с белыми воротничками.
Хотите быть сорванцом-плохишом? Ради Бога! Тот же Анисимов предложит вам разнообразные вариации забавных комбинезончиков, футболок, маек и кепок. Сорванцов вам поможет почувствовать себя и Кастельбажак, и тот же Диор, и Готье, и Мочино, и Алена Ахмадуллина. Более того, сегодня почти официально возвращаются на мировые подиумы вещи в так называемом стиле XXL - рассчитанные как бы на пару размеров больше, чем вы носите. Это вполне подсознательная тяга из детства, когда вы жаждали носить мамины платья и папины свитера, невзирая на то, что они вам безнадежно велики.
К миру детства нас обращают и многие чрезвычайно модные ныне цветочные мотивы. Эти милые пестрые ситчики, эти простые прямые силуэты, эти юбочки ровно до колена, эти целомудренные воротнички под горлышко, эти рукава фонариком... Разве это вам ничего не напоминает? Марни, Селин, Кашарель, Этро вывели на подиумы настроение чистоты и невинности, связанное с летними теплыми днями начавшихся каникул. Все очень просто до примитивности, но это примитивизм детского ощущения мира.
Кстати, большинство таких показов дополнены еще и соответствующей обувью. Нынче летом мы вообще как бы возвращаемся к природе, переодевшись почти в греческие сандалии на плоской подошве с длиннющими завязками вокруг ноги. Но в "детских" моделях появляется совсем другая обувь. Она тоже на плоской подошве, она тоже очень открыта, она тоже украшена множеством декоративных элементов (от металлических заклепок до кожаных цветочков), но общий силуэт ее копирует один к одному обычные детские сандалии, чем одежду классических греков или римлян с древних фресок.
Естественно, что не могли остаться в стороне от такого благодарного направления моды изготовители разнообразных аксессуаров. Понятно, что удовлетворить свою страсть к плюшевым игрушкам и куколкам (которая, возможно, осталась не до конца удовлетворенной с самого розового возраста) можно по-разному. Можно, например, начать коллекционировать игрушки, но тогда вы действуете уже совсем по взрослым правилам, потому что коллекционирование - это не игра, это взрослая страсть, а то и просто вложение денег. Вы неизбежно придете к этому от чистого удовольствия.
Но можно с восторгом и полным счастьем приколоть к вечернему туалету брошь в виде... зайчика или лягушки, усыпанной бриллиантами. Такого зайчика или белочку из металла с позолотой и ограненным хрусталем вам предложит Даниэль Сваровски. А можете приобрести большого усатого жука из золота с ониксом и бриллиантами от Василия Конваленко или золотую лягушку с бриллиантами и изумрудами от Тиффани. А можете надеть на толстой золотой цепочке кулончик в форме забавного слоника с бриллиантами и сапфирами от Шоппарда. Явная дороговизна этих вещей подчеркнет лишний раз ваш социальный статус, а хулиганистость образов подарит лично вам огромное удовольствие.
Кстати, для такого удовольствия не обязательно ходить увешанной бриллиантами. Для большинства российских городов это небезопасно, а для большинства российских женщин - пока недоступно. Но есть очень милые и качественные поделки в таком стиле из металла, пластика, поделочных камней, прессованной кожи, дерева. Просто для того, чтобы надеть все это на себя, надо преодолеть психологический барьер. Потому что, увы, наши люди все еще стремятся в основной своей массе самоутвердиться как часть взрослого мира. Именно из-за этого мы так вызывающе дорого одеваемся, предпочитая приобрести одну очень дорогую вещь, которая, может, и не идет нам, зато указывает на наше солидное место во "взрослом" мире.
Мы еще не преодолели комплексы неполноценности, еще не вышли окончательно из эпохи детства, чтобы получать удовольствие от игры в детство. Мы все еще самоутверждаемся. И до такой степени, что даже большинство российских тинейджеров предпочитают одеваться так, будто они уже преодолели кризис среднего возраста и вступили в последнюю треть своей жизни. А жаль. Ведь игра - это единственное человеческое занятие, которое способно дарить чисто наслаждение.
Ольга ПОКРОВСКАЯ
Специально
для InterModa.Ru