Но прежде всего - о самом актуальном силуэте, который мы можем увидеть сегодня в коллекциях практически всех ведущих домов моды. Это сугубо дамские, рассчитанные на элегантный возраст сапоги с облегающим голенище выше середины икры, узким (но не безмерно вытянутым!) носом, акцентированной пяткой и тонким каблучком выше среднего. Появление такого силуэта в сезон осень-зима/2002-2003 вполне оправдано. Ведь вообще главной тенденцией этого сезона является комфортная элегантность, женственность и возвращение классики.
Отличие можно увидеть лишь в деталях. Пожалуй, самые традиционные формы мы видим у Tod"s и Sergio Rossi: ровное гладкое голенище из качественной кожи или замши, аккуратная и почти незаметная отстрочка тщательно подогнанных деталей, благородные оттенки (от черного до шоколадно-коричневого и песочного), чуть суженный книзу каблучок, не имеющий ничего общего с несколько карикатурной "рюмочкой" весеннего сезона.
У других дизайнеров одежды этот силуэт уже начинает обрастать декоративными деталями. Например, у Claudio Merazzi на голенище появляются декоративные перламутровые бляшки разного размера, а каблучки приобретают более яркие, контрастные по сравнению с основным цветом оттенки (черная кожа сапога сочетается с ярко-розовым высоким каблуком). У Zanotti благородная черная замша украшается рябом металлических декоративных заклепок, а Le Silla добавляет к заклепкам еще и яркую броскую вышивку в виде дракона. Prada, не злоупотребляя украшательством, упор делает на использование фактуры крокодильей кожи, а Jeu de Femme просто чуть утрирует основные черты этого силуэта (вытягивает нос, удлиняет и утончает каблук, обрезает голенище на середине икры) и выбирает пронзительно алый цвет. В итоге получается вполне гламурная вещь, подходящая как для делового офиса, так и для светской вечеринки.
Однако традиционные силуэты актуальных дамских сапожков на Олимпе Высокой моды потеснили гораздо более интересные модели. Классический фасон дополнен хоть и высоким, но гораздо более широким устойчивым каблуком, часто отделанным тем же материалом, из которого изготовлено голенище (сукно у D&G, кожа у Chanel, замша у Ungaro). Голенище чуть шире, носок более округлый, словно ботики гимназисток. В результате такие сапоги сразу же приобретают некий прозрачный налет ретро-романтики. Это особенно подчеркивается большими декоративными кнопками (за светлых замшевых сапогах от Ungaro), сочетанием разных по цвету и фактуре материалов (коричневая кожа и сливочно-бежевое сукно у D&G), многочисленными кожаными ремешками с металлическими пряжками (у Celine, FABI, Casadei).
Но живая ткань моды тем и привлекательная для массовой публики, что сама же позволяет себе остутпать от определенных канонов. И вот уже, забыв о скуке классических традиций, великие кутюрье с восторгом углубляются в забавные шалости, увешивая свои элегантные женственные сапожки редкостным изобилием бусин, брошек, заклепок, металлических цепочек и пряжек, шнуров, бантов и аппликаций. И обычный сапог тут же превращается в настоящее произведение искусства, на которое хочется полюбоваться, но которое далеко не каждая дама осмелится надеть на свою стройную ножку. Ну, например, ослепительно белые сапоги от Antonio Berardi, сплошь увешанные крупными голубыми бусинами разной формы с рядками мелких жемчужинок между ними.
А уж пристальный взгял на вир осенней обуви дарит вам такое разнообразие стилей и направлений, что глаза разбегаются. Ведь другой актуальной тенденцией нынешнего сезона является создание не просто модной модели, но обязательно какого-то образа - девушка-авиатор, крутой байкер, капитан рыболовецкого траулера, баварская крестьянка, индейская скво, готическая вампирелла... Отсюда и вполне узнаваемые образы и стили даже в обуви.
Обычно в осенне-зимних коллекциях последних лет в той или иной степени присутствуют готические мотивы. Не стал исключением и нынешний сезон. Готика - это, естественно, черная кожа, очень тонкий и очень высокий каблук. У Dibrera голенище представляет собой собранную в форме изысканного гофре тонкую черную кожу с пышной оборкой на щиколотке и кожаными завязками высоко на икрах. Другой вариант - сапоги из искусственно состаренной черной кожи от Barbato, сделанные из узких поперечных полосок кожи, наложенных друг на друга в стиле средневековых рыцарских лат и соединенных металлическими заклепками.
Вообще, состаренная кожа весьма актуальна в этом сезоне. Это один из хитов многих осенних коллекций. У Cesare Paciotti мы видим вытертую замшу, у Marc Jakobs - мятую и как бы чуть потрескавшуюся лакированную кожу. Junya Watanabe представил грубые укороченные сапоги из состаренной потрескавшейся кожи, имитирующие мужские рабочие ботинки. Особенно забавно они выглядят в сочетании с гламурными платьями и нарядными костюмами в стиле "арт нуво".
В этом сезоне заявил о себе и почти позабытый спортивный стиль, ориентированный по-прежнему на довольно юную публику. Среди наиболее интересных новинок можно было бы выделить сотрудничество Yamamoto и Adidas, которые совместными усилиями создали некий симбиоз кроссовок и сапог с длиной голенища до середины икры, плоской "кроссовочной" подошвой и длинной молнией, расположенной не на внутренней стороне ноги, а на внешней. Еще одна любопытная новинка - крутейшие байкерские сапоги от Jane Brown, в которых удобное не только ездить на стремительно вошедшем в моду мотоцикле, но и просто бегать по осенним лужам. Это черная мягкая кожа с многочисленными отстрочками и металлическими заклепками в стиле байкерских "косух", округлым носом и плоской подошвой с крупным рифлением для устойчивости на льду.
Всеобщее помешательство на этнике также не могло не сказаться на осенней обуви. Многие дизайнеры предлагают в своих коллекциях то ли традиционные казацкие сапожки, то ли привычные уже ковбойские сапоги в стиле "вестерн", то ли странную помесь того и другого. Они отличаются низким устойчивым и скошенным каблучком, узким вытянутым носом и ярким декором. У Roberto Cavalli это аппликация из цветной кожи в стиле индейских узоров, у Baldinini, Barbato и Le Silla -вышивка растительных орнаментов, у Brian Atwood и Satler Boots - несколько рядов длинной бахромы из замши.
Естественно, что увлечение этникой не могло обойтись и без альпийских мотивов в осенней обуви. Образ невинной баварской барышни-крестьянки с белоснежными нижними юбками, вышитыми жилетиками, пышными блузами кутюрье дополнили еще и расшитыми кожаными сапогами. На самом деле это уже было чистое изобретение современных дизайнеров одежды, поскольку в реальной альпийской культуре таковые отсутствуют в принципе. Самые броские из них (залихватски остроносые, с широкими голенищами, декоративной отстрочкой и красно-белым орнаментом) можно увидеть у Gianni Barbato.
Среди других новинок этого сезона хотелось бы выделить такие забавные вещички, как сапоги с гетрами (кожаными или из шерстяного букле) от Chanel; сапоги с расцветкой под шкуру экзотических животных (зебра от Escada и жираф от Enzo Logano); высокие кожаные чулки со сборкой и вышивкой от Fendi; сапоги от John Galiano из мягкой замши с длинной шнуровкой, имитирующие индейские мокасины.
Ольга ПОКРОВСКАЯ
Специально
для InterModa.Ru