Восточный этнос, ретро-гламур и подчеркнутая женственная классика. Сегодня они определили comeback традиционно роскошных тканей - атласа и бархата, традиционных символов роскоши, богатства и элегантностиВсе это уходит глубокими корнями в далекое прошлое, возвращая нас в мир прекрасных дам и благородных рыцарей. Ведь именно атлас, шелк и бархат известны миру с незапамятных времен и всегда служили символом роскоши и богатства, принадлежности к высшим кругам общества.
Атлас (по-арабски означает "гладкий") изначально - это шелковая, шерстяная или льняная ткань из блестящей пряжи, вытканная атласным переплетения, сделавшего выполнимым сложный образец поверхностного рисунка. Как все гениальное, это просто. В местах, где уточные (поперечные) нити свободно лежат над долевыми (основными), возникают блестящие поверхности; там, где они сплетаются, появляются матовые.
Два столетия назад в самых престижных и дорогих магазинах российской столицы можно было обнаружить более десятка сортов атласа - левантский, португальский, ориентальский. Главным отличием этих сортов материала являлось их происхождение и традиционный способ ткачества, наиболее развитый в этой местности. А первыми создавшими атласные ткани были китайские ткачи, поскольку именно Китай - родина шелка, ставшего основой атласных тканей. По Великому шелковому пути новые ткани добрались до Средиземноморья, а затем "расселились" по всему миру. Поначалу атласные ткани были просто гладкими. Затем искусные ткачи стали создавать атлас с вытканным рисунком. Делалось это исключительно вручную, очень медленно (даже самый лучший ткач мог сделать в день не более 15 сантиметров вытканных узорами атласов). Потому результат такой работы стоил баснословно дорого. В 1801 году француз Жаккард создал первую машину, позволяющую с помощью перфокарт менять последовательность уточных и основных нитей. А на атласных поверхностях появились узоры цветов, диковинных птиц или геометрических фигур, созданных машинным способом. Такой вид ткани стал называться жаккардом.
Атласные ткани, которые известны со времен средневековья, использовались в основном как декоративные, а также для парадных и церемониальных костюмов. Развитие технологий сделало атлас более доступным. Средние слои, мещане и разночинцы получили возможность украсить парадный костюм обтянутыми атласом пуговицами и лацканами, а барышни украшали прическу атласными лентами, бантами. Но до сих пор атласные ткани сводят с ума модниц всего мира необыкновенным сочетанием холодной гладкости поверхности и теплого "внутреннего" мерцания. .
Самые элегантные дамы 50-60-х годов минувшего XX века славились изысканными туалетами из знаменитого двустороннего атласного креп-сатина: гладкого с одной стороны и шероховатого - с другой. А истинные смокинги (в том числе и дамские, введенные в обиход великим YSL) не могут считаться таковыми без лацканов из дорогого и качественного натурального атласа.
Сегодня в коллекциях осень-зима/2002-2003 сочетается несколько направлений. Среди прочих особенно - восточно-этнический, ретро-гламур и подчеркнутая женственная классика. В итоге практически во всех коллекциях ведущих Домов (Prada, D&G, Anna Molinari, Genny, Fendi, Ungaro и других), представлены изысканные модели из атласа. Этот материал сегодня объединил разные эпохи, страны и континенты.
Классическая женственность шелкового атласа в новом веке воплощается в струящихся псевдогреческих туниках от Prada с большими V-образными вырезами и драпировками нежных пастельных оттенков. У Valentino укороченная туника густого фиолетово-чернильного цвета с поясом, поднятым под грудь в стиле ампир, сочетается с атласными почти восточными просторными брюками и кружевной накидкой цвета темного золота.
Платье в форме туники с американской проймой от Luise Beccaria и платья-комбинации из тонкого сияющего шелкового атласа карамельно-сливочных оттенков от Chanel и Jacques Fath отсылают нас к изыску средневековья. И абсолютно современно смотрится атласный шелковый топ актуального цвета расплавленного шоколада с отделкой из кружев от D&G представленный на подиуме Наоми Кемпбел.
Атлас, рожденный в Китае, в этом сезоне укрепляет свои родственные связи. В коллекции Valentino представлен костюм из синего атласа глубоких сочных тонов, откровенно напоминающий костюмы китайской знати. Шоколадный атласный комплект от Iceberg имеет явное родство с нарядами чувственных одалисок восточных гаремов - широкие шаровары присобраны на лодыжках и драпируются на бедрах; лучший аксессуар - замшевый пояс с чеканной металлической отделкой.
Естественно, атлас особенно хорош в нарядных, изысканных вечерних нарядах - с глубокими декольте, высокими разрезами, облегающими силуэтами, искусными драпировками. Но одновременно мы можем увидеть модели, которые, сохраняя свою "природную" нарядность, тем не менее, вполне подходят и для повседневной жизни. Довольно простое платье из золотистого атласа от Guy Laroche с рукавами - фонариками, планкой "потайной" застежки длиной до середины бедер, аккуратным рубашечным воротником и застроченными в талию складками вполне уместно будет смотреться и в офисе, и на торжественном деловом обеде.
Не менее нарядным материалом является бархат. Эта шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с вытянутыми на поверхность петлями или разрезанным ворсом. Главное отличие бархатных тканей от прочих - присутствие 3-ей нити (ворсовой). Именно эта нить, являясь традиционно более длинной чем нити основы и утка вытягивается на поверхность и в дальнейшем подстригается. Бархат традиционно восходит на вершину моды одновременно с атласом, уравновешивая струящийся блеск матовой глубиной насыщенного цвета. Родиной его считается Китай, где традиционно бархат делали из шелка. В 1247 году венецианские ткачи бархата получили разрешение учредить собственную гильдию и поставили изготовление бархата практически на промышленный поток, что, впрочем, не сделало его более доступным широким массам.
Типичным орнаментом в эпоху поздней готики и ренессанса стал мотив граната с большим раппортом (повторяющимся ткацким рисунком) преимущественно темно-красного и золотого цветов, порой с золотыми петлями. При этом рисунки часто создавались известными в то время художниками. В эпоху барокко бархат становится многоцветным, в XVIII веке рисунок становит мельче. Шерстяной бархат заменяет малодоступный по цене бархат шелковый, который использовался в основном для парадной одежды и чуть позднее в декоративной отделке. XX век поначалу опрометчиво отказался от наследия прошлого. Увлечение новыми тканями и новыми демократичными фасонами действительно вытеснило на время бархат на обочину развития моды, оставив его в коллекциях старинных европейских домов, как символ роскоши и богатства. Однако присущие только ему свойства периодически возвращают его на Олимп моды.
Это происходит в разные периоды истории. Вернулся бархат и сегодня. Попытки заменить его более дешевым и доступным искусственным велюром не принесли успеха. Новации в текстиле сегодня предлагают невероятные варианты этого старинного благородного материала. Двухцветный бархат, где основа и ворс выполнены из нитей разных оттенков. Бархат "деворе" - нанесение ворсового рисунка на гладкую или прозрачную поверхность. Так же очень популярен родственник бархата - вельвет, и ткани, имитирующие бархат. Нанесение флока (ворса) на джинс, трикотаж, кожу с последующей обработкой готовых изделий. Но, как атлас - есть атлас, так и бархат - есть бархат. Его неповторимую фактуру не в силах заменить никакие вновь созданные творения ткацкого искусства.
Сегодня мы видим возвращение бархата сдержанных элегантных расцветок, начиная от темно-сиреневого и шоколадно-коричневого до жемчужно-изумрудных оттенков. Причем, очень часто главным украшением в таких моделях является сама фактурная поверхность или ее сочетание с другими контрастными ткаными фактурами, например, топ от Katayone Adeli в форме короткой туники или строгое обтягивающее платье классического покроя от YSL Rive Gauche с узким рукавом и V-образным низким вырезом.
Вообще, бархат входит в моду этого сезона скорее как повседневный материал, сохраняя неизменными в жизни шарм и женственность. Классические брючные костюмы (MaxMara, Gaultier, Moschino, Gilles Rosier), более спортивные брючные костюмы менее традиционного кроя (Armani, Byblos), женственные платья и костюмы (Yves Saint Laurent, Junya Watanabe). Популярны отдельные юбки, а также разнообразные забавные штучки вроде укороченного до середины бедра бархатного жакета с английской накидкой от Alexander McQueen или короткого платьица в кукольном стиле из расшитого цветами бархата от Trend Les Copains.
Галина
ЮДАХИНА
Специально
для InterModa.Ru