Зато дизайнеры ведущих Домов моды об этом не забывают и время от времени предлагают нам интересные новинки, обыгрывающие интерес как раз к таким «незначительным», казалось бы, мелочам. И в их умелых руках, в блеске их искрометной фантазии эти неприметные ранее части нашего гардероба вдруг заиграли совершенно по-новому. Сегодня, например, эта счастливая роль выпала обычному воротнику.
Эта часть нашего костюма стала настолько привычной и будничной, что замечается нами, пожалуй, лишь в тот момент, когда ее необходимо подправить. А между тем именно она играла когда-то почти мистическую роль. Наши предки связывали наготу, обнаженность с незащищенностью, слабостью перед воздействием сил зла. А что может быть более незащищенным, чем нежная дамская шейка?
Но долгое время воротники выполняли почти исключительно утилитарную роль – защищали как от злых сил, так и от непогоды. Особая декоративная и даже смысловая роль у воротников появилась во время расцвета так называемой испанской моды в XVI веке. В те непростые для Европы годы всеми средствами ковался величественный образ аристократии.
Одним из таких средств как раз и оказался большой отложной кружевной воротник, который туго охватывал шею как мужчин, так и женщин. Он был тяжелым, жестким, закрытым и прекрасно символизировал неприступность аристократии и ее незыблемое положение.
Кстати, испанская мода шагнула далеко за пределы своей родины. Те или иные модификации подобных воротников (как и остальных атрибутов испанской моды) можно было увидеть в Германии, скандинавских странах, Франции. Даже знаменитая самозванка Марина Мнишек на многих известных портретах изображается в нарядах именно с таким воротником.
Большие испанские воротники, как ни странно, решительно способствовали культуре быта как таковой. Когда в Испанию завезли из Америки картофель, такие воротники стали яростно крахмалить, что создавало определенные неудобства при еде. И тогда очень к месту аристократия вспомнила об античном изобретении – вилке для еды – и дала ей вторую жизнь.
Потом долгое время в дамских нарядах ведущую роль играли совсем другие предметы гардероба. Воротник как-то отступил в тень, вновь играя лишь утилитарную защитную роль. А потом, в эпоху ампира и позднее, и вовсе вспомнили о традициях античности и увлеклись глубокими декольте.
И только когда пришла эпоха haute couture, ее родоначальник вновь обратили пристальное внимание на богатейшие возможности воротников. Так Чарльз Ворт в своих королевских платьях для приема (датированных 90-ми годами XIX века) использовал в качестве декоративного элемента именно большие воротники необычного силуэта с инкрустацией драгоценными материалами.
А основатель одного из известнейших современных Домов моды Кристобаль Баленсиага утверждал: «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля». Все это он воплотил в своих знаменитых, тщательно выстроенных воротниках (в частности, именно он придумал воротники, зрительно удлиняющие шею). Его воротники часто представляли собой сложные конструкции со множеством деталей.
Возрождение интереса к большим декоративным воротникам с богатой отделкой произошло в разгульные 80-е прошлого века. И сегодня, скажем, в моделях от Donna Karan или Berardi очень четко прослеживается влияние итальянского дизайнера Ромео Джильи, который в середине 80-х предлагал романтические блузки с легкими историческими реминисценциями в виде пышных воротников с драпировками.
Итак, сегодня мы с полным основанием снова можем делать в своем гардеробе акцент на большой и броский воротник. И это прекрасно, если учесть обычную погоду межсезонья. Что может быть удобнее, практичнее и теплее, чем большой отложной воротник, в который можно закутаться прямо-таки с носом и ушами? Особенно если вы недолюбливаете не менее актуальные длинные шарфы…
Кроме того, что воротник должен быть большим, никаких других четких правил, вообще-то, не существует. Форм, моделей и силуэтов предлагается превеликое множество. Если вы предпочитаете, скажем, строгую классику и традиционализм, то вам ближе будут вещи от Hermes, Imitation оf Christ или Emilio Pucci. Столь разные по стилистике и вкусам Дома моды эксплуатируют одну и ту же идею – большие (практически ниже линии плеча) отложные воротники, которые лежат по плечам и спине практически как теплая мягкая шаль.
А вот жесткие многослойные воротники от Gianfranco Ferre, Viktor&Rolf или Fendi напоминают ту самую испанскую моду, которая намекает на аристократизм их обладательниц. Это изысканно элегантно, красиво, хотя, может быть, и не совсем удобно. Между тем обратите внимание на то, что один такой кружевной белый воротник способен превратить в наряд принцессы любой привычный костюм из скучного твида. Такую возможность грешно упускать в суматошном беге наших буден.
Большой воротник удобен и еще одним фактором – он предоставляет широкое (в самом прямом смысле этого слова) поле для экспериментов по декору. Здесь можно разместить броши (и не одну!) самого разного размера и формы. Можно расшить стеклярусом, бисером, бусинками и пайетками. Можно покрыть цветной вышивкой, расшить шнуром или яркими аппликациями. Можно отделать разными по фактуре материалами – мехом, замшей, атласом, бархатом.
И все это способно принарядить и создать совершенно новый облик для самой заурядной, привычной глазу вещи. А ведь нам с приходом весны так хочется обновления!
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.RU