Еще на территории древней Персии археологи находили остатки тканей, которые можно считать прародителями современных кружев. В их основе лежит ячеистая филейная сетка с золотой и серебряной вышивкой. При этом филе может выполняться практически из любых нитей – шелк, шерсть, хлопок, лен или, как в современные дни, искусственное волокно с заранее заданными свойствами.
Психологи считают, что дамская неистребимая любовь к кружевным материям основана на прихотливой возможности чувствовать себя одновременно и одетой, и обнаженной. Этакая откровенная сексуальность без вульгарности и агрессии, сочетание неприкрытой эротичности и милой стыдливой невинности.
Самое любопытное, что, по мнению некоторых историков костюма, благодарить за все это милое бесстыдство мы должны священнослужителей католической церкви. Понятно, что искусство изысканного плетения нитей родилось одновременно в разных странах мира по разные стороны океана – и на юге, и на западе, и на севере. Однако родиной кружева в привычном для нас гламурном виде считается все же Италия.
И носили первые вещи из кружева как раз священнослужители, для которых особое значение имело украшение торжественных церемониальных одежд. Но довольно быстро красивые ткани стали привлекать внимание знати. За небольшие вещички, сшитые и вывязанные вручную, в свое время отдавали какие-то совершенно баснословные, немыслимые деньги. Кружевной воротничок из Венеции мог стоить дороге золотого колье с бриллиантами.
Это тем более удивительно, что в основе этого тонкого и дорогого искусства лежит самое что ни на есть демократичное и грубое плетение сетей на средиземноморских рыбацких промыслах. Вот так соединяется грубая проза жизни и романтический гламур, чтобы подарить человечеству нечто совершенно невообразимо прекрасное и, похоже, уже вечное.
Это «вечное» время от времени становится доминирующей тенденцией модного сезона и уж непременно присутствует в каждой сезонной коллекции в виде деталей, декора, отделки, ретро-намеков. В нынешнем весенне-летнем сезона нам, можно сказать, повезло. Ведущие мировые дизайнеры продемонстрировали нам просто повальное увлечение кружевными вещичками, причем очень разного направления и стиля.
Самым провокационным, конечно, является итальянское кружево. Ведь у него самая давняя история и самые древние традиции. Еще в XVI веке здешние мастера придумали ткань, которую называли punto in aria (стежок в воздухе). Самым известным было, конечно же, венецианское кружево, история которого окружена романтическим ореолом.
По легенде, простой итальянский моря, вернувшись из далекого плавания, подарил своей терпеливой возлюбленной привезенную издалека морскую водоросль, которую мореходы из-за изысканного и тонкого переплетения называли «кружевом русалочки». Когда любимый снова отправился в долгое плавание, его скучающая дама сердца в память о своем милом начала плести кружево, взяв за образец его подарок.
Именно для венецианского кружева, которое состоит из крошечных стежков, сделанных простой иглой с нитью, без тканевой основы, делали эскизы великие итальянские художники, которые не гнушались именно так реализовывать свои творческие амбиции. А ремесленники для их воплощения создавали специальные стежки и петли – например, стежок узелком, кружево на сетке (тюль), муранский и игольный стежок. В самых дорогих образцах использовали семь различных видов плетения.
После крушения Венецианской Республики этот вид кружева стал постепенно хиреть и уступать в конкурентной борьбе другим территориям. Практически одновременно за место под солнцем стали бороться тонкие французские кружева (например, брабантские) и английское элегантное шитье, которое по сути своей было вышивкой, состоящей из дырочек, обработанных фестончатым швом или швом кордоне.
В Европе традиционное итальянское кружево к XVIII веку очень сильно потеснило французское плетение фриволите — плетеное контурное, контрастное узелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы). Именно из Франции оно пришло в Россию и стало одним из самых модных увлечений под привычным для нас названием (от французского «frivole» — пустой, легкомысленный).
В сущности кружево представляет собой ажурные, более плотные узоры (растительные или иные орнаменты) на воздушной сетке без тканой основы. Здесь может быть огромное множество вариантов с использованием разных по фактуре и цвету нитей. Вначале появился гипюр, в котором элементы шитого или плетеного узора были соединены тонкими связками с характерными для барокко динамичными завитками и крупными цветами с рельефным контуром.
Потом стали изготавливать воздушное тюлевое кружево с мотивами рококо – гирляндами, завитками и т. д. При этом орнамент располагался обычно по краю, а на остальной части фона размещались мелкие цветочки. Появились популярные до сих пор виды тюля – так называемые «блонды» (из золотистого и черного шелка) и «шантийи» (из белого и черного крученого шелка).
В общем, даже легкого обзора истории кружева достаточно для того, чтобы понять и нашу страсть к этому материалу, и страсть каждого дизайнера. В итоге в этом сезоне кружево можно увидеть практически везде. Например, пригласительный билет на показ коллекции Fendi был выполнен в стиле английского шитья. Дом моды Chanel украсил крохотные девичьи сумочки ажурными вставками, а Maloles и Pollini представили туфельки вполне классических моделей, но выполненные из плотного хлопкового кружева.
У каждого дизайнера при этом свое увлечение. Тонкое английское шитье, отличающееся элегантной простотой, можно увидеть в коллекциях от Chloe, Balenciaga, Givenchy. Думается, этим летом мы с удовольствием будем равняться в своем выборе на белейшие вещи в этом стиле, напоминающие о бабушкиных салфеточках в городках провинциальной Британии.
Paul Smith предлагает простое платье из белого хлопка с кружевными вставками на груди, Ralph Lauren – кружевные топы с цветочными вышивками, Marc Jacobs – вышитые трехъярусные платья с завышенной талией, Diane von Furstenberg – комплекты из шортиков и блузок с рукавом-фонариком, La Perla – легкие летние пальто с рукавом в три четверти и атласными лацканами…
Но максимум удовольствия от английского шитья, конечно же, извлек итальянский дуэт D&G. Тут и платья полностью из такого шитья с самым разным набором узоров, и комплекты из тюля с широкой юбкой и оборками в испанском стиле по линии декольте, и воздушные блузки из полупрозрачной сетки, и ажурные туфельки с завязками из атласных лент…
Однако творческая фантазия в этом сезоне не выглядит столь ограниченной. Нам предлагается огромный выбор кружевных моделей как по цвету, так и по стилю. Черное ажурное шитье по прозрачной сетке от Hermes и Gaultier выглядит не агрессивно-сексуальным, а, напротив, сдержанно благородным. Oscar de la Rento и Ferre отдают предпочтение не кипенно-белым, а оттенкам нежнейшей телесной палитры. В коллекции от DKNY остановили свой выбор на оттенке кофе с молоком и на более крупных рисунках…
В любом случае при подготовке летнего гардероба надо понять главное: без кружева (хотя бы даже в виде ленточки в распущенных по плечам волосах) вам нынче не обойтись
Ольга
ПОКРОВСКАЯ.
Специально
для InterModa.RU