Новости Статьи Соблазн

Главная » Статьи » Аксессуары » Цветные стежки













Вышивка существовала и существует в национальных костюмах практически любого народа. Корни ее уходят столь же глубоко в историю, как и происхождение одежды как таковой.

Наши предки поначалу использовали только шерсть, но уже такую одежду пытались украшать шерстяными нитками, у которых был изменен цвет с помощью натуральных красителей. Потом появились ткани из растительных волокон, которые к тому же стали отбеливать. И в итоге они стали прекрасным фоном для вышитых узоров и орнаментов. Верхом расточительства стала вышивка золотыми нитями, которая была придумана фригийскими племенами задолго до рождества Христова.

В средневековой Европе рукоделье было непременным занятием и знатных дам из высшего света, и кротких послушниц из многочисленных монастырей. Как утверждают историки, даже коварная и могущественная Екатерина Медичи любила посидеть за пяльцами в окружении своих домочадцев и приближенных. Не чурались этого занятия даже особы королевских кровей.

Хотя считается, что настоящее искусство вышивки, как и многое другое, подарил нам Восток. Возможно, эта теория связана с тем, что именно Восток является родиной натурального шелка, из которого получалась самая тонкая, искусная и долговечная вышивка. С проникновение шелковых нитей на Запад и здесь стремление к украшательству одежды приобрело новый толчок и новые черты.

Хотя совсем уж обижать наших предков не стоит. И у древних греков были мифы о божественных вышивальщицах и кружевницах (например, о той же Арахне), и древние римляне любили красивую одежду, а потому неизбежно должны были прийти к тому же способу ее украшения. Другое дело, что каждый народ в каждую конкретную эпоху использовал собственные особенные  рисунки, художественные мотивы, цветовую палитру. Понятно, что тонкая японская вышивка разительно отличалась роскошных тяжелых расшитых золотом картин на одеждах средневековой Испании.

И тем не менее любовь человечества к нарядам, украшенной вышитыми картинками, просто неистребима. Причем еще совсем недавно представители сильной половины человечества испытывали к ним даже более пылкую любовь, и пышность их одежды затмевала все вокруг.

Двадцатый век в борьбе за демократичность одежды и ее утилитарность избавился от многих кажущихся «излишеств». К сожалению, жертвой этой борьбы (особенно еще и сопряженной с борьбой женщин за свою независимость и самодостаточность) поначалу пала и вышивка. А изобретение различных синтетических волокон и технологических новинок в обработке тканей чуть не вбило последний гвоздь в крышку гроба на похоронах этого древнего искусства.

К счастью, создатели модных домов быстро одумались. Пусть не сразу, но вышивка вернулась в разряд модных хитов – вначале на аксессуарах (например, перчатках, шарфах, сумочках), а потом и на основных предметах дамского гардероба. Сначала на вечерних туалетах (остаточно вспомнить, что большинство коллекций haute couture всегда отличалось именно сложной изысканной ручной вышивкой), а затем и на деловых костюмах, где вышивка нитками в тон ткани стала украшать воротнички, галстуки, манжеты.

Образцом для вышивальщиц всегда была природа. Отсюда любимые мотивы – цветочные и растительные орнаменты. В поисках все более сложных и изысканных авторам рисунков приходилось напрягать всю свою фантазию. Во Франции XVII века одному особо предприимчивому господину пришла в голову удачная мысль завести специальный сад, куда завозились экзотические цветы и растения со всего мира, которые служили образцами для тонкой вышивки. Все рукодельницы пришли в восторг, а науки в итоге несколько лет спустя получила такое изобретение, как первый ботанический сад. Так что легкомысленные цветные стежки, оказывается, могут приносить академическую пользу.

Сегодня ведущие дизайнеры снова увлечены природными мотивами. На моделях из летних коллекций цветут пышные райские сады – и в виде принтов, и виде аппликаций, и особенно в виде вышивки. Создаются сложные растительные композиции, включающие в себя зеленые стебли, едва распускающиеся бутоны, сборные букетики, хаотично разбросанные цветочки.

Причем фоном сегодня идет не только традиционный белый цвет, но и почти вся актуальная палитра. У Dolce&Gabbana роскошные маки цветут на черном сатине и шелке, у Vera Wang сдержанные бутоны широкой каймой располагаются на пышной юбке из атласа цвета антрацита, у Paco Rabanne скромный стилизованный букетик мило смотрится на открытом сарафане оттенка ультрамарин.

Особенно сложные и роскошные расшитые цветные картины сегодня можно увидеть у дуэта Dolce&Gabbana, который, вообще-то, всегда отличался демократичностью и явной склонностью к молодежному стилю. И тем не менее именно этот дом моды предлагает по-настоящему возрожденное искусство вышивки, причем с яркими жизнерадостными красками.

Вышивка стала в этом сезоне явным фаворитом и для Дома моды Valentino. Вышитые (довольно сложные и оригинальные по композиции) цветочки можно увидеть здесь и на деловых костюмах сдержанного бежевого оттенка, и на сумочках, и особенно на многочисленных поясах в стиле ретро, которые способны украсить любой наряд для любого случая.

Надо помнить и о том, что издавна в традиционную вышивку мастера стали добавлять бисер, бусинки, жемчуг, полированную кость, дерево, камешки, перья, стеклярус, стразы, даже перламутровую рыбью чешую. Не ушли от этой традиции и сегодня. Однако вышивка такого рода (кстати, изобретенная, как говорят, в Италии) достаточно тяжелая и жесткая, поэтому сегодня используется в основном на поясах и сумочках.

Тома ШУЛЬГИНА.
Специально для InterModa.RU.


 
© 2008-2023 Ателье.ру. Мы забыли о моде столько, сколько Вы не знали никогда