Довольно неожиданно источником вдохновения при этом стали весьма отдаленные эпохи. Если мы за последние годы уже привыкли к цитатам и заимствованиям из культовых шестидесятых или золотого века Голливуда – двадцатым-тридцатым годам прошлого столетия, – то обращение, причем весьма осмысленное, к Средневековью и другим громким эпохам европейской истории продиктовано скорее всего именно жаждой поиграть на откровенной роскоши.
Достаточно вспомнить, например, о том, как в эпоху Людовика XIV были созданы так называемые брасьеры – короткие куртки на жесткой основе, настолько расшитые сложными узорами золотом, что напоминали какое-то изысканное ювелирное изделие. И разве в нынешнем сезоне мы не видим сплошь и рядом именно такую сложную и обширную вышивку золотом?
Сложная вышивка (и не только золотой нитью) покрывает сегодня многие предметы дамского гардероба. В ней используются цветной шелк, жемчуг, стразы, перламутр и даже осколки зеркала. Если у MacQueen или Balenciaga все это соединяется с глубокими декольте, пышными фижмами, многослойными юбками чуть ли не на кринолинах и жесткими корсетами, то Marc Jacobs предпочитает использовать подобную отделку для простых платьев-балахонов в стиле восьмидесятых годов.
Эпоха галантности, роскоши, тонкого бархата, изысканные складок нежнейших кружев, дорогой вышивки и пышности продлилась несколько веков. И из каждого из них сегодняшняя мода взяла для актуальных тенденций зимней моды что-то привлекательное. Так, скажем, именно тем временам мы обязаны рождению меховых палантинов, которые не менее популярным нынешней зимой. Некогда принцесса Палатинская прикрыла декольтированные плечи шкуркой соболя – и вот вам рождение нового предмета дамского гардероба.
А знаменитая по романам Дюма королевская фаворитка Луиза де Лавальер, которая страстно увлекалась охотой и верховой ездой, ввела в дамскую моду ношение мужских кафтанов. Отголоски именно этого нововведения можно увидеть нынешней зимой в изысканных коллекциях от Ralph Lauren или Roberto Cavalli. Впрочем, актуальный образ наездницы, который активно представили Hermes и Balenciaga – это тоже вариации на тему тех самых костюмов-амазонок.
Я не случайно говорю о принцессах и королевских фаворитках, потому что в кои-то веки дизайнеры не стесняются представить женщину именно королевой и предлагают каждой из нас почувствовать себя если уж не королевой, то принцессой наверняка. Даже такие традиционно склонные к демократичности и простоте Дома моды, как Miu Miu, предлагают совершенно фантастические туфли из алой лакированной кожи на танкетке, имитирующей сложную позолоченную барочную резьбу.
А бархатные сумки от Etro или Dolce&Gabbana с позолоченными цепочками вместо ручек и золотистыми замками украшены не просто вышивкой золотой нитью, а королевскими вензелями. Трудно представить подобную сумочку в комплекте с деловым костюмом из твида, но зато она, как ни странно, вполне гармонична с денимом. А в ее недрах давно уже хранятся не веера и хрустальные флакончики с нюхательными солями, а навороченные мобильники.
Барочные мотивы (которые уже в свою собственную эпоху далеко не всегда считали соответствующими хорошему вкусу) можно увидеть в коллекциях от Roberto Cavalli, Blumarine, Gaultier и даже Yamamoto. Это многослойные ленты, банты, шлейфы, кружевные длинные манжеты, галуны, меховые оторочки, длинные пышные юбки – все, что может подарить женщине истинное удовольствие.
И все же, как нам следует относиться к этому разгулу истинно королевской роскоши? Как приспособить ее к своей повседневной жизни? Ведь то, что будет смотреться органично на светском приеме, может отравить нам жизнь в будничной суете. Понятно, что элементы рыцарской экипировки в стиле современного Dior в офисе или студенческой аудитории будут несколько неуместны, но изящная геральдическая вышивка по лацкану делового жакета все же не повредит.
К тому же есть среди предложений ведущих дизайнеров очень интересные варианты. Например, жесткий расшитый золотой/серебряной нитью и стразами корсет можно сегодня носить поверх тонкой трикотажной водолазки и с широкими брюками в мужском стиле, а многослойную юбку-шлейф с кружевом и оборками – поверх узких облегающих джинсов.
Однако дизайнеры черпают вдохновение сегодня и в более поздних эпохах – например, в наполеоновской Франции, которая отмечена не столько роскошью, сколько романтизмом и изысканностью. Им явно отдают предпочтение такие Дома моды, как Chanel, Dolce&Gabbana, Ferre. Причем в современном дамском гардеробе наступающей зимы соединяются одновременно тенденции и мужской, и женской моды той Франции.
Так, дуэт Dolce&Gabbana представляет одновременно и платья в стиле ампир из шелка и шифона с завышенной талией и расшитым золотом лифом, а также бархатные мундиры в стиле наполеоновских офицеров с кантами, эмблемами, шейными шелковыми платками и позолоченными металлическими пуговицами.
При этом могут использоваться не только ткани, традиционные для эпох цитирования, а именно парча, бархат, натуральный шелк, гобелены, но и вполне современные порождения XX века – такие, как тонкое трикотажное полотно, плащевка, хлопок, люрекс. Это позволяет при всем любовании сложными вышивками и изысканным кроем увидеть за этими образами ироничный взгляд современного человека. Так что и нам следует относиться к этому точно также – с восторгом, но без избыточного преклонения. Использование роскошных вещей в зимнем гардеробе нынешнего сезона совсем не означает культ роскоши.
Галина
ЮДАХИНА.
Специально
для InterModa.RU.