Как и многие предметы роскоши, бархат пришел в Европу с Востока. Считается, что впервые привезли его в конце XII – начале XIII веков. Как все привозное, бархат был очень редким товаром, и оттого очень дорогим. Понятно, что одежда из него была доступна очень немногим людям. К тому же уже в те годы он отличался невероятно яркими расцветками, которые не выцветали. И это также отличало аристократов, облаченным в бархат, в выгодную сторону от толпы серых простолюдинов.
Понятно, что тогдашние предприимчивые люди не могли пройти мимо такой возможности заработать. Уже к середине XIII века производство бархата было налажено в Италии, которая выгодно располагалась как раз на пути между северной Европой и богатым Востоком. Италия настолько преуспела в этом деле, что один из наиболее дорогих сортов бархата до сих пор называется флорентийским.
Дороговизна бархата была обусловлена двумя факторами. Во-первых, он был сложен в производстве за счет необходимости создания вертикального мягкого ворса, который должен быть ровным и равномерным по всей площади ткани. Во-вторых, в те времени основой бархата (так называемые грунтовые нити основы или уток) был натуральный пряденые шелк, который также относился к предметам роскоши.
Спустя какое-то время бархат стали делать на хлопчатобумажной основе, что значительно удешевило его производство и сделало ткань более доступной. Появились такие ее разновидности, как велюр, вельвет, плис. А в XX веке пошли еще дальше, начав выпуск бархата на синтетической основе.
Впрочем, в XX веке бархат оказался где-то на выселках, отодвинут в сторону идеями практицизма, прагматизма и поисками новых, синтезированных материалов. Он казался слишком буржуазным, слишком исторически затертым, слишком связанным с определенными персонажами и даже слишком классово чуждым.
Минувший XX век старался быть демократичным во всем. Он сделал массовой одежду из плебейского хлопка, назвал модным хитом вязаные вещи, придумал мини-юбку и провозгласил ведущим лозунгом мира моды практичность. Понятно, что на обочине модного мейнстрима при этом оказались на время такие знаковые вещи, как натуральные меха, бархат и атлас, кружево ручного плетения.
И только теперь, когда человечество в значительной степени освободилось от комплексов и предрассудков, мы возвращаемся ко многим лучшим достижениям мира высокой моды. При этом мы свободны и раскрепощены настолько, что позволяем себе то, что некогда было лишь предметом роскоши, превратить в часть нашей обыденной повседневной жизни.
Именно такое превращение произошло в нынешнем модном сезоне с бархатом. Он по-прежнему блистателен и очень удобен в вечерних туалетах (например, у Moschino, где пышные оборки из черного бархата особенно хороши на фоне струящегося черного атласа, или у Oscar de la Renta, где узкое облегающее платье-футляр с лентой оборок по самому подолу выглядит невероятно привлекательным только за счет фактуры бархата темного винного оттенка).
Отдельная статья – это бархатные платья в стиле ампир от весьма, в общем-то, демократичного итальянского дуэта Dolce-&-Gabbana. Он представил на этот раз целую линию коктейльных платьев из бархата с низким округлым вырезом, короткими рукавами-фонариками, завышенной талией под грудь и мягкими сдержанными драпировками. Классическая длина до колена и отсутствие избыточного барочного декора делают их очень современными, а удивительная цветовая гамма (глубокий синий, алый, жемчужно-серый, бордо) – очень элегантными.
Однако изюминкой нынешнего бархатного сезона все же следует, видимо, считать абсолютно повседневные вещи, выполненные из этой ткани. Высшим выражением подобной тенденции, наверное, можно считать двусторонний тренч от Ermanno Scervino из бархата цвета хаки с пристегивающимся воротничком из меха норки контрастного оттенка топленого молока. Это абсолютно современная вещь, очень далекая от королевских игр Высокой моды.
Поскольку фаворитом моды вот уже второй сезон явно остается платье, и нынешним зимнем сезоном овладела та же идея. Поэтому многие Дома моды с мировым именем с удовольствием использовали бархат в создании довольно практичных и минималистских платьев на каждый день. Тем более что плотный и мягкий бархат просто идеально подходит для холодной погоды, а отсутствие избыточного декора позволяет избежать вульгарности.
Proenza Schouler, Roberto Cavalli, Paul Smith, Burberry, Blugirl и многие другие Дома моды представили весьма демократичные модели платьев из бархата на каждый день, которые могут быть уместными и в деловом офисе, и в присутственном месте, и в студенческой аудитории. Бархат в актуальном исполнении оказался, как ни странно, весьма универсальным материалом.
Как выяснилось, он прекрасно сочетается с цветными плотными колготами или леггинсами (Blugirl), с джинсами (DSquared2), кожей (Christian Dior), прозрачным сексуальным кружевом (Givenchy), вышивкой (Etro). Более того, отдельные предметы из бархата дизайнеры умудрились сегодня вплести в созданные ими актуальные образы в стиле гранж. Так что даже такой совершенно уличный стиль может сопровождаться, например, коротким широким жакетом или расклешенной юбкой из бархата самых немыслимых расцветок.
Кстати, юбка из бархата – это вообще одна из фишек сезона. Именно этот тяжелый и в то же время мягкий материал прекрасно драпируется при создании суперактуальных юбок-тюльпанов. Даже такие приверженцы классической элегантности, как Emporio Armani или Givenchy с удовольствием используют это в своих коллекциях, еще сильнее осовременивая доставшийся нам в наследство от далеких предков предмет вожделенной роскоши.
Ольга
ПОКРОВСКАЯ.
Специально
для InterModa.RU.