Ведомости
Наиболее рентабельный бизнес сотовых дилеров — продажа аксессуаров к мобильным телефонам, однако торговля аксессуарами приносит им всего около 3% доходов. Чтобы сохранить прибыльность бизнеса, дилеры делают ставку на продажу других товаров и услуг — например, цифровой техники.
Агентство “Сотовик” опубликовало результаты исследования, в ходе которого пыталось выяснить, какие виды бизнеса сотовых дилеров имеют наиболее высокую норму прибыли. Как оказалось, самый прибыльный вид деятельности — продажа аксессуаров к сотовым телефонам: чехлов, гарнитур, зарядных устройств, аккумуляторов, сменных корпусов, шнурков и т. п. Рентабельность (отношение чистой прибыли к выручке) этого бизнеса зашкаливает, по словам главного редактора “Сотовика” Сергея Коляды, за 20%. На втором месте по прибыльности стоит продажа фотоаппаратов, MP3-плейеров и прочей цифровой техники; далее следуют продажи сотовых телефонов, а прием платежей, продажа SIM-карт и карт оплаты оказались в самом конце.
Участники рынка в целом согласны с таким раскладом. “Торговля аксессуарами — самая рентабельная, — подтверждает президент и основной владелец группы компаний "Связной" Максим Ноготков. — Бизнес по продаже SIM-карт тоже приносит неплохую прибыль, а самый конкурентный сегмент сейчас — продажа телефонов”. “На аксессуары у нас самая высокая наценка”, — соглашается руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева.
Но одновременно это и самый скромный сегмент бизнеса дилеров, добавляет она: в 2005 г. доходы от продажи телефонных чехлов, гарнитур и прочих дополнений к телефонам составили всего 2,8% от совокупного оборота Dixis. Похожие цифры и у “Евросети”, говорит ее президент Элдар Разроев. “Маржинальная прибыльность бизнеса [по продаже аксессуаров] может достигать 25%, но его доля в продажах невелика, — отмечает управляющий партнер Divizion Павел Караулов. — У отдельных торговых точек на аксессуары приходится 8-15% продаж, а в общем обороте компании эта доля еще ниже”.
По данным “Сотовика”, продажа карт оплаты и SIM-карт приносит дилерам 42% чистой прибыли, продажа телефонов — 40%, а аксессуаров — 13%. Вдобавок на рынке аксессуаров традиционно много неликвидного товара, с которым у продавца могут возникнуть проблемы, добавляет Караулов.
Европейские продавцы телефонов также не делают ставку на аксессуары. “Мы зарабатываем в основном на подключении абонентов к сотовым сетям и на продаже дополнительных товаров вроде карт памяти, — рассказывает Анти Трокуди, пресс-секретарь греческой компании Germanos, владеющей одной из крупнейших в Европе сетей сотовых салонов. — Продажа телефонов — не такой прибыльный бизнес, и торговля аксессуарами тоже”. Многие аксессуары — например, гарнитуры bluetooth — продаются вместе с самими аппаратами и люди нечасто обновляют их, поясняет она.
Российские компании не смущены тем, что их самый рентабельный бизнес приносит им меньше всего доходов. “Мы поддерживаем прибыльность, расширяя ассортимент товаров — продавая цифровые устройства, абонентские радиостанции, смартфоны, батарейки и т. д.”, — рассказывает Максим Ноготков. Кроме того, сотовые салоны внедряют разнообразные услуги — например, печать цифровых фотографий или продажу мобильного контента, добавляет Москалева. На пользу прибыльности идет и обеление рынка — в августе прошлого года, когда МВД задержало около 300 000 нелегально ввезенных в страну трубок и продавцы подняли цены на телефоны, чистая прибыль “Евросети” за месяц сразу увеличилась на $8 млн, вспоминает Элдар Разроев. Правда, на рынке по-прежнему остаются серые импортеры, так что желаемого эффекта борьба с контрабандой пока не дает, сожалеет он. А Павел Караулов из Divizion считает, что участникам рынка удается поддерживать общую рентабельность бизнеса за счет регионального расширения сетей и увеличения продаж. “Пока рост остается экстенсивным, в регионах идет борьба за долю рынка, но тому, кто победит в этой борьбе, придется подумать о сокращении расходов и переходе к интенсивной модели развития”, — считает он.
фото: davita.ru