Маркетологи давно пытаются понять, как заинтересовать мужскую аудиторию последними модными новинками. И вот, похоже, задача решена. Дизайнеры и портные советуют маркетологам привлекать в качестве “рекламных носителей” не только звезд кино и эстрады, но и… начальство. А уж если дело совсем не ладится, прибегнуть к крайней мере — переориентировать рекламу мужской одежды на женщин, потому что зачастую именно жены решают, что будут носить их мужья.
Когда Анджелина Джоли появилась на публике в красно-розовом платье от Николь Миллер, женщины буквально оборвали телефоны магазина Nicole Miller в поисках подобной модели. Дизайнер не растерялась и использовала ситуацию самым выгодным образом: она присвоила платью имя The Angelina и выпустила в продажу еще одну партию аналогичных нарядов.
Истории, подобные этой, время от времени происходят в секторе женской одежды, но крайне редко — в мужском. И в самом деле, трудно вообразить, чтобы костюм Брэда Питта вызвал ажиотаж среди мужчин. Давно известно, что в выборе одежды представители сильного пола руководствуются совсем иными соображениями, чем женщины. Их меньше интересуют мода, тенденции или стиль знаменитостей. Отсюда сам собой вытекает вопрос: что же заставляет их покупать одежду?
Подражая шефу
“Мужчины задумываются о покупке, когда видят картинки в журналах и газетах, но через пять минут забывают об увиденном”, — говорит Майкл Брэгг из компании по производству мужских сорочек Thomas Pink. “Лично я хорошо отношусь к рекламе одежды в финансовых изданиях, но в глянцевые журналы заглядываю редко”, — добавляет он.
“И все же нельзя отрицать, что глянец оказывает на нас большое влияние”, — парирует Майкл Хэтч, старший вице-президент компании Dunhill. С ним соглашается Стэн Столнекер, автор книги Hub Culture: the Next Wave of Urban Consumers (“Культура больших городов: следующая волна городских потребителей”). Длительная пропаганда, считает Столнекер, медленно, но верно меняет вкусы мужчин. “В один прекрасный момент все понимают: носить пиджаки на двух пуговицах больше нельзя — это устарело. Надо надеть пиджак с тремя пуговицами”, — говорит он.
Точно так же несколько десятилетий назад в банках было принято носить исключительно белые рубашки, а сейчас носят любые. Что заставило банкиров поменять предпочтения? Естественная эволюция вкусов или целенаправленные действия маркетологов?
Недавно Брэгг представил на рынке мужской одежды новый продукт от Thomas Pink, рубашку под названием Traveller. И прорекламировал ее весьма оригинальным образом: он разослал информацию о Traveller всем знакомым банкирам, которые занимают ключевые позиции в крупных банках. А потом отправил каждому из них одну бесплатную рубашку.
Его действия наталкивают на мысль: руководство задает тон в одежде простым сотрудникам. Например, Бернар Арно, основатель и президент LVMH, предпочитает туфли Alessandro (первая модель, выпущенная компанией Berluti после того, как ее приобрела LVMH). В результате Alessandro сегодня является едва ли не самой популярной моделью мужской обуви среди сотрудников компании.
“Дизайнеры мужской одежды должны одевать гендиректоров компаний”, — говорит Брэгг. “Надо направлять пробные модели непосредственно руководителям, потому что молодые сотрудники всегда подражают в одежде начальству”, — добавляет он.
Кит Пакетт, вице-президент одного из лондонских инвестиционных банков, придерживается аналогичного мнения. “Именно топ-менеджеры формируют моду на Уолл-стрит. Сотрудники подражают тем, кто успешен”, — говорит он. Сам Пакетт заказывает себе одежду в ателье Bhambi Custom Tailors, где традиционно шили костюмы актеры, игравшие Джеймса Бонда. Сейчас там одевается добрая половина Уолл-стрит. Пакетт говорит, что обратился туда после того, как увидел на одном из своих партнеров сшитый в этом ателье костюм.
Звезды, женщины и журналы
Желание подражать кому-либо, копировать стиль вполне объяснимо, считают эксперты. “Люди предпочитают вписываться в окружающую обстановку”, — объясняет Ричард Торрегросса, автор книги Celebration of Style (“Торжество стиля”). И это происходит со всеми, от простых работников до руководителей.
Однако Хэтч одновременно отмечает, что далеко не во всех случаях руководителю удается изменить стиль работников, даже если он сам вдруг поменял собственный стиль. Пример начальника может и не вдохновить подчиненного. А Столнекер и вовсе считает, что начальство тут совершенно ни при чем. По его мнению, легче всего меняют стиль бизнесмены, которые путешествуют. “Если мы возьмем банки, то увидим: трейдеры, которые сидят постоянно в одном офисе, одеваются всегда в одном и том же стиле. Зато служащие, которые ездят в командировки, могут менять предпочтения. Эти люди работают на мировом рынке. Они более мобильны”, — говорит он.
А какова же роль знаменитостей в продвижении новых тенденций? Мог бы, скажем, актер Дэниел Крэйг (новый исполнитель роли Джеймса Бонда) ввести в моду нечто особенное? Лондонский стилист Дженни Ли считает, что Крэйг сам по себе не может изменить привычки мужчин в одежде. “На нас влияют не столько конкретные знаменитости, сколько сложившиеся архетипы. К ним я отношу образы Джеймса Бонда или рок-звезд в стиле Led Zeppelin. Джордж Клуни, например, современное воплощение Фрэнка Синатры. Поэтому мужчины хотят на него походить”, — добавляет она.
Хэтч придерживается другого мнения. “Больше всего на нас влияют глянцевые издания. Если кинозвезда появляется на обложке журнала в новом и необычном костюме, многие обращают на это внимание”, — говорит он.
Однако практика показывает: в выборе одежды мужчина руководствуется в первую очередь мнением супруги. “Конечно, если босс пришел в однопуговичном пиджаке, то мужчина попробует примерить такой же пиджак и на себя. Но стоит его жене сказать: "Дорогой! Тебе это не идет", как он тут же его снимет”, — говорит Торрегросса. Иными словами, маркетологи направляют свои усилия не в то русло. Им бы следовало прислушаться к тому, что говорят женщины.