Первая половина ХХ века была гимном красоте и вкусу русской женщины. Воспетая поэтами Серебряного века, воспитанная в институтах благородных девиц Петербурга и Москвы, начитанная и образованная, знакомая с правилами хорошего тона и запросто владеющая иностранными языками, часто носительница звонкого аристократического титула - русская женщина той поры была настоящей вдохновительницей служителей муз.
Не случайно, такие гении ХХ века, как Пикассо, Дали, Матисс, Леже, Роллан, выбрали именно русских себе в жены! Сильная и волевая, прошедшая сквозь жернова Первой мировой войны и ужасы революции — русская красавица той поры чаще всего была вынуждена избрать путь изгнанницы, дабы не быть уничтоженной вместе со всей семьей большевиками, боровшимися с классовым обществом. Около 10 миллионов россиян всех сословий покинуло нашу страну после 1917 года, дабы выжить. И вот с этим огромным потоком беженцев во Франции появились и русские женщины-красавицы. Жены, дочери и сестры тех, кому удалось получить долгожданную визу в начале 20-х годов.
Среди беженок было немало актрис, певиц и балерин. Дягилевские Русские сезоны были огромным толчком интереса к русскому искусству вообще. Не только русский балет и опера, но и русское кабаре и даже немое кино с участием русских звезд пользовались огромным успехом. Это была эпоха, когда блистали великие балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, певицы Мария Кузнецова и Лидия Липковская.
Немое кино было благодатнейшей почвой для сублимации русской красоты — царица немого кино Вера Холодная проложила дорогу множеству других актрис, за нею последовавших. И многие из них стали звездами на ведущих киностудиях мира — и в Голливуде, и в Европе. Среди них актрисы Алла Назимова, Ольга Бакланова, Анна Стен, Наталья Кованько, Вера Малиновская, Нина Ванна, Ольга Беляева, Ксения Десни, блиставшие порой не только своей красотой, но и, судя по сохранившимся фильмам, артистическим дарованием!
По окончании Первой мировой войны модный бизнес Парижа тоже раскрывал свои крылья. Дома мод нуждались в манекенщицах для показов своих моделей. Русские красавицы в 1920-е годы ценились белизной кожи, голубизной глаз, высокими скулами и темными волосами. Особенно заметной тогда была красота княгини Мэри Эристовой, княжны Мии Оболенской, Теи Бобриковой и графини Елизаветы Граббе. А вот мода на блондинок пришла лишь после 1929 года, когда востребованной стала красота княжны Натали Палей, Людмилы Федосеевой, Лидии Ротванд, виконтессы Жени де Кастекс.
В каждом парижском доме моды работали по 2—3 русские девушки. Количество русских манекенщиц на парижском рынке к 1930 году составило около 30%. Профессия манекенщиц в эпоху ар деко была "говорящей". Манекенщицам приходилось часто на нескольких иностранных языках рассказывать своим клиенткам о моделях, которые они показывали. Русские красавицы постепенно сделали эту профессию престижной, ведь еще никогда доселе княжны, графини и баронессы мод не показывали... Русские модели обладали прекрасным воспитанием, красотой, манерами, а вдобавок еще и громкими титулами, сводившими с ума парижан.
О русских красавицах с ностальгией и гордостью писал парижский журнал "Иллюстрированная Россия" 22 января 1932 года: "И вот в этот город — мир греха прежних русских поколений — робкой поступью вошла русская эмигрантка: в свое время ее мать и бабушка одевались у Ворта, Пуаре и Бешофф-Давид, а эта юная русская женщина только что вырвалась из ада революции и гражданской войны! Еще недавно служила она сестрой милосердия на фронте у Деникина и в английских госпиталях в Константинополе. Она вошла в столицу женской элегантности и постучалась в двери роскошного maison de haute couture. И массивные двери перед ней открылись, и она покорила все сердца..." Смеем надеяться, что портреты этих красавиц покорят и ваши сердца тоже.