Российская неделя моды (Russian Fashion Week, RFW), проходящая на Васильевском спуске идет своим чередом по накатанной колее. В том смысле, что большинство коллекций оказались не хуже и не лучше того, что от них и ожидали, полагает ОЛЬГА Ъ-МИХАЙЛОВСКАЯ.
Единственной неожиданностью и неожиданностью приятной стало присутствие на неделе питерского дизайнера Татьяны Парфеновой. Парфенова в этом мероприятии участвовала впервые, а учитывая остервенелое соперничество двух недель – RFW и Недели моды в Москве, это можно считать сокрушительной победой Васильевского спуска над Гостиным двором. Потому что Татьяна Парфенова – это не просто еще один, пусть даже знаменитый дизайнер, а уникальный в России случай сочетания статуса, таланта и профессионализма, умения быть модной, оставаясь коммерческой.
Построенная на иудейских мотивах в костюме и орнаменте коллекция Парфеновой оказалась на удивление точной и современной по настроению – строгая, едва ли не суровая и в то же время романтическая в своем аскетизме. Выдержанная в сером, черном и белом, она смотрелась вовсе не скучно, а, наоборот, на одном дыхании. Большие вязаные береты и зачесанные на уши пряди волос напоминали пейсы, а длинные белые шарфы с кистями, свисающие под черными пальто,– национальный костюм, если такое определение вообще применимо в данном случае. Парфенова не побоялась выбрать для показа пышнотелых "еврейских" красавиц вместо среднестатистических европейских худышек и обвела им темной тенью глаза, чтобы придать взглядам еврейской скорби, но все это было сделано тонко и ненавязчиво, она не педалировала тему, просто проработала ее до конца. В сочетании с музыкальным сопровождением Леонида Десятникова, в котором знакомые еврейские мелодии прозвучали без привычного кабацкого надрыва, получился не просто показ коллекции, едва ли не лучшей за последние годы, но и изысканное зрелище.
В смысле же собственно одежды тема эта оказалась благодарной, в чем, собственно, никто и не сомневался с тех пор, как уже почти десять лет назад Жан-Поль Готье сделал свою знаменитую хасидскую коллекцию. Потому что все эти мягкие и комфортные и в то же время графически четкие пальто и жакеты просто обречены на коммерческий успех. А если добавить к этому остроумные, типичные для Парфеновой ходы – например, пуговицы, похожие на большие плоские цветы, как из детской мозаики, большие сумки с объемными, как из папье-маше, масками и цветами на них и непромокаемые плащи в тонкую бежевую клетку, то становится понятно, что коллекция в бутике не залежится. Публика едва ли не ревела от восторга, и это при полном отсутствии тусовочной составляющей – никаких знакомых и родственников на подиуме, никаких заигрываний со зрительным залом.
Зато следующий, так называемый питерский день выдался унылым, пафосным и скучным. Показ коллекции марки Princess & Frogs (дизайнер Елена Тихонова), известной своими вполне коммерческими милыми вещицами, оказался безнадежно-медленным и бесконечно длинным. Дизайнер активно использовала всевозможные средневековые и рыцарские мотивы и явно вдохновлялась образами Жанны д`Арк и прочих мучеников. Самое странное, что многие ее западные коллеги вдохновляются ровно теми же образами и историческими эпохами, а получается куда веселее и красивее, а Елена Тихонова заболтала все лишними деталями и северной хандрой и тем самым убила несколько безусловно красивых вещей.
А вот ее земляк Леонид Алексеев и вовсе заблудился в трех соснах. Его коллекция выглядела совершенно бессвязной – немного Александра Маккуина, причем не только разных сезонов, но и разных лет, какие-то плюшевые халатики, тут же пальто и платья в духе послевоенного New Look с затянутыми талиями и гипертрофированно объемными юбками, тут же какие-то куртки с намеком опять на Средневековье. Тут же кружевные жабо и жакеты с гигантскими меховыми рукавами – совсем не к месту и не ко времени. Показывали все это странного вида модели, и без того неухоженные и в синяках, так еще и размалеванные в духе панковских восьмидесятых, которые носились по подиуму, с грохотом переставляя тяжеловатые ноги. На следующий день Васильевский спуск ожидало настоящее нашествие попсовой толпы. Дело в том, что вот уже который сезон в рамках RFW показывает свои коллекции англичанка Дженни Пэкхем, чьи вечерние платья, а она принципиально не создает ничего больше, расходятся в Москве как горячие пирожки. Среди ее почитательниц оказалась и певица Валерия, так что именно она и закрывала показ сверкающей и переливающейся коллекции. Причем певица не просто прошлась по подиуму в платье любимого дизайнера, но и спела в нем песню с телефоном фирмы-спонсора в руках. Ей аплодировали певец Газманов с супругой и масса других не менее достойных личностей, для идентификации которых потребовалась бы помощь светского хроникера, но такового поблизости не оказалось. А неделя тем временем продолжается.