- На протяжении четверти века я собираю свою коллекцию. Ее выставляли в Южной Америке, Австралии, Лондоне, Брюсселе, Гонконге, да где только не выставляли. Но никогда в России. Тем не менее, книга «Европейская мода. Три века» позволяет вам увидеть, что было собрано мною как частным коллекционером. Надеюсь, что и в России рано или поздно откроется музей моды. Но пока показать свое собрание на родине я могу только через книги. В последнем альбоме более 2000 иллюстраций, но это только 1/5 часть моей коллекции. И она каждый день пополняется. Буквально вчера я приобрел во Флоренции бальное платье из коллекции графини Алигьери, пра-правнучки знаменитого Данте Алигьери. Владелицей его была графиня Строганова, урожденная княжна Щербатова. Антикварное платье сохранилось с 1892 года только благодаря тому, что попало во дворец Строгановых в Риме и, поэтому не было уничтожено большевиками. А в Брюсселе три дня назад я купил коллекцию русского дома моды «Итебе» - 93 платья. Иногда что-то и дарят. Но не часто.
Мило улыбнувшись, Александр Васильев предложил собравшимся поклонникам и журналистам перейти к вопросам.
- Александр, а кто помогает Вам хранить платья?
- Спасибо за вопрос. Это замечательная группа реставраторов. Ведь хранение коллекции - это тяжелый труд. Костюмы боятся влаги, света и насекомых. Наших три главных врага. Поэтому каждый экспонат коллекции тщательно заворачивается в папиросную бумагу и убирается в железные сундуки, французского и австралийского производства. Моя коллекция уже выселила меня из моей недвижимости, потому что она прибавляется каждый день. А все экспонаты нужно где-то хранить. И места уже катастрофически не хватает.
- А чем мы, женщины XXI века, отличаемся от наших пра-прабабушек?
- Раньше женщины не участвовали так активно в общественной жизни. Они сидели дома, вышивали, воспитывали детей, спортом, конечно, не занимались. Поэтому талии были гораздо тоньше. Вы не поверите, но в моей коллекции есть платье с талией 38 см! Объясняется это и ношением корсетов. Плечи у женщин были более покатыми, и грудь в корсаже, простите за подробности, выше.
- Я слышала, что ваша следующая книга будет о русском интерьере, расскажите, пожалуйста, поподробнее.
- Книга будет в своем роде уникальная. В ней я представлю интерьеры боярских домов с XVI века до настоящего времени. Многого уже не сохранилось. И невозможно увидеть эти интерьеры вживую. Благодаря фотографии, акварелям мы можем пополнить наши знания. Книга должна появиться на прилавках книжных магазинов через год-полтора. А после интерьеров я планирую заняться мужской модой.
- Скажите, пожалуйста, в семидесятые годы был альбом Коршунова «Костюмы из собрания Эрмитажа». Вы знаете этот альбом, нравится ли он Вам?
- Да, конечно, я с ним знаком. Но, дело в том, что с того времени Эрмитаж совершенно ничего больше не издавал. Да и сама коллекция – это придворные платья. У меня их быть не может. Главным отличием моего собрания я считаю то, что все вещи из него благоприобретенные, т. е. я ничего ни у кого не отнимал. В отличие от Эрмитажа, где все вещи реквизированные «гегемоном революции».
- - Александр, Вы так много пишете об истории моды, не хотели бы Вы создать свою коллекцию как модельер?
- О нет, мне это не интересно. Зная столько об истории моды, я вижу, что все коллекции повторяют одна другую. Все одно и то же. Если же говорить о российских дизайнерах, то они копиисты. Мы всегда все берем с Запада, после XVI века самобытной русской моды уже не существовало.
Автор замечательных книг-альбомов завершил встречу с читателями и поклонниками раздачей автографов. В планах неутомимого Васильева множество проектов: на днях он улетает в Сантьяго в Чили на постановку “Трех мушкетеров”, намечено сотрудничество с Большим театром, на телеканале “Культура” будет продолжен цикл передач “Дуновение века”. Всех поклонников маэстро пригласил познакомиться со своими театральными работами на выставке, которая будет проходить с 6 июня в Музее Пушкина и приобрести его великолепные книги в сети книжных магазинов “Московский Дом Книги”.