Так называются люди, готовые за большие деньги стать вашим гидом по магазинам или просто навести порядок у вас в шкафу
Уважаемые покупатели! Наши стилисты помогут вам подобрать одежду“- звучит по радио объявление в московском магазине “Калинка Стокманн” на Смоленской площади. Уважаемый покупатель, заплативший в кассу 150 рублей, становится постоянным клиентом. Предварительно позвонив в магазин, можно заказать к своему визиту профессионального стилиста. Тот проводит вас по всем отделам и поможет выбрать покупки. А в ЦУМе такие стилисты работают на каждом этаже, причем любому покупателю подберут гардероб бесплатно. Более того, необязательно даже ходить по отделам: стилист принесет вещи в ВИП-комнату, где их можно примерить и окончательно определиться с покупкой. “Появление такой услуги неслучайно, — уверена Алла Вербер, вице-президент компании Mercury, фэшн-директор ЦУМа. — В большом магазине покупатели тратят море времени на поиск нужных вещей и еще столько же на примерку. Грамотные помощники необходимы, они экономят время”.
Однако магазинный стилист — это еще не настоящий шопер: тот не связан с каким-то одним магазином, а работает с любым бутиком. А кроме того, наведет порядок у вас в гардеробе, заодно избавив от ненужных вещей, которые к тому же поможет пристроить.
Многие шоперы — это бывшие стилисты глянцевых журналов, визажисты, парикмахеры и байеры. “В свое время я занималась закупками для магазина "Депо", — рассказывает шопер Наталья Чумакова. — Вот ко мне и стали обращаться клиенты магазина с просьбой подобрать гардероб”. Одним из первых персональных шоперов стала Наталья Черкасова, генеральный директор Московского клуба визажистов. “В начале 90-х, — вспоминает Наталья, — ко мне обратилась тогдашняя глава российского отделения “Красного креста” Зоя Вознесенская. Она испытывала огромный дискомфорт от своего внешнего вида: ведь ей приходилось представлять новую страну в костюме из прошлой, советской жизни. Я подобрала ей шелковые блузы ярких расцветок, и мы вместе создали новый образ “высокопоставленной российской дамы”. Вообще сотрудничество с клиентом необходимо: шопер должен быть отчасти психологом и учитывать характер своего подопечного. По мнению Черкасовой, “наш политик или бизнесмен имеет на все свое суждение — получается что-то вроде совместного творчества”.
ОДЕЖДА В СТОИМОСТЬ НЕ ВХОДИТ
Когда Наталья Черкасова создала образ “новой российской бизнес-леди”, эта услуга стоила пять долларов в час — немалые деньги для начала 90-х. Сейчас, конечно, цены другие: в зависимости от сложности задачи и известности шопера ставка колеблется от 80 до 500 долларов в час. Поход по магазинам в компании Натальи Чумаковой обойдется в 100-200 долларов в час. А со специалистом компании “Персона” за такие деньги можно посетить только один бутик и, скажем, выбрать одно вечернее платье. А “пакет” — поход в ГУМ, ЦУМ и во все московские мультибрендовые бутики — обойдется в 500 долларов. В магазине “Gардероб” (он еще три года назад первым среди московских бутиков предложил услугу персонального шопинга) существует абонентская плата: за 1000 евро в месяц клиенту будут постоянно обновлять и пополнять гардероб (стоимость самой одежды в эту сумму не входит). Ездить с шопером по магазинам необязательно: он доставит их вам на дом.
КЛИЕНТЫ
Клиентов у шоперов, судя по всему, пока не слишком много. По словам главы компании “Персона” Игоря Стоянова, число постоянных клиентов, пользующихся услугами шоперов, выросло с 1996 года в десять раз, при этом сейчас их 50 человек. “Со многими мы работаем уже несколько лет, — рассказывает Стоянов. — Часто обращаются те, кто перешел в более высокую социальную категорию и планирует подобрать соответствующую одежду”. Наталья Чумакова также отмечает положительную динамику: число ее клиентов выросло вдвое за последний год (было пять — стало десять). Один из тех, с кем она сотрудничает, — губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.
Мужчины, по наблюдению Натальи Черкасовой, вообще чаще оказываются клиентами шоперов. Женщины предпочитают ВИП-зоны бутиков. Причины обращения к шоперам могут быть разными. После выхода фильма “Бумер” его продюсер Сергей Члиянц обратился к услугам Черкасовой: срочно была нужна одежда для многочисленных интервью. “Одежда от Kenzo, Etro была так удачно подобрана, что я стал носить ее каждый день”, — говорит Сергей.
А кому-то помощь шопера нужна лишь для того, чтобы убедиться: все, что он носил раньше, правильно и адекватно. “На турнирах по бальным танцам я в качестве ведущего одевался в смокинг и "бабочку", — говорит Алексей Миндель, генеральный продюсер Dance Promotion Group, — но захотелось сменить имидж: я ничем не отличался от членов жюри, которые были одеты так же. Три дня мы с Наташей Черкасовой ходили по бутикам, а в результате я лишь убедился, что для моей роли ведущего нет ничего лучше, чем смокинг и "бабочка". Зато неожиданно была решена другая задача: я вообще поменял свой стиль. Вместо привычного костюма с галстуком стал позволять себе ездить на встречи с партнерами в джинсах, рубашке, без галстука”.
КАК ОТРЕДАКТИРОВАТЬ
Еще одна важная область деятельности шопера — “редактирование” гардероба клиента, составление так называемых аутлуков (от англ. “outlook” — “обзор”): по заказу одного губернатора команда Игоря Стоянова сделала порядка
200 фотографий, на каждой из которых был представлен один из вариантов подбора деталей гардероба. Это значительно облегчило домашним чиновника хлопоты со сбором чемоданов в командировку. Еще одна “специальность” — подбор одежды для домашней фотосессии. Тематические фотографии: “Я в кругу семьи”, “Я играю в гольф”, “Я на природе” потом демонстрируют деловым партнерам.
Но купить нужную вещь — это полдела: нужно еще уметь с ней расстаться. “Покупки я делаю без особых раздумий, а вот выбрасывать вещи не умею, — признается Никола Хорлик, генеральный директор компании по управлению активами Bramdean. — Хорошо, когда есть человек, который помогает понять, какие вещи в твоем шкафу лишние”. Кстати, выбрасывать порой приходится не только старые вещи: иногда клиенту психологически трудно “поменять оболочку”, сменить привычный облик. Один из клиентов Игоря Стоянова, глава креативного агентства, вняв советам шопера, изменил любимым тинейджеровским майкам с костюмами Armani. Но купленная на несколько тысяч одежда так и не прижилась в его гардеробе. Персональный шопер Стоянов уверяет, что при этом никаких неустоек не платил.