Даже один из самых известных российских дизайнеров Валентин Юдашкин, который произвел международную сенсацию, убедительно нарядив своих моделей, как яйца Фаберже, сегодня предлагает "экономичную линию" в джинсах.
"За последние два года Москва стала непринужденнее, и я думаю, что эта тенденция продолжится в будущем, – заявил Юдашкин в интервью. – Я рад видеть меньше показухи, более спокойный стиль, особенно теперь, когда все действительно полюбили спорт и здоровый образ жизни. Россиянки теперь лучше знают, что уместно, и понимают, какую одежду в какой ситуации следует носить. Они больше не надевают шпильки, если хотят пройтись по магазинам".
Юдашкин, который, еще не достигнув 30-летнего возраста, одевал покойную Раису Горбачеву, стал провозвестником изощренной экстравагантности, а его высокая мода временами раскрывает загадочную русскую душу. В его мастерской в центре Москвы десяток портних быстро пришивают вручную к тафте и тюлю горный хрусталь и жемчуг, в то время как другие заканчивают шлейф на роскошном платье из черного шелка со стоячим воротником.
Но сегодня его бутик наводнен веселыми рубашками в дуэте с короткими, чуть тесноватыми джинсовыми куртками.
В самом деле, московский стиль стал столь непринужденным, что уже неудивительно, если в офисе корпорации тебя встречает молодая секретарша в модных джинсах и хлопчатобумажном топике, возможно, чуть открывающем тело. Ее прическа не требовала усилий, а украшения остались дома.
"В традиционном российском стиле есть что-то византийское", – заявил Макс Черницов, один из новых модных московских дизайнеров, которому нет еще и 30. Несколько лет назад Черницов учился в уральском городе Магнитогорске и защищал диплом по российскому авангарду. Сегодня он одевает молодую элиту.
"Русские любят роскошную одежду, много украшений, и это не изменится", – сказал он. Однако сам Черницов создает повседневную и спортивную одежду. Его стиль – эксцентричность и адаптация одежды к собственным потребностям, но самое главное, сказал он, ему хочется, чтобы одежда была удобной. В его недавней коллекции были мягкие женские платья рубашечного покроя с принтами и непринужденная спортивная одежда для мужчин.
"Наблюдается также тенденция к простоте, – заявил дизайнер. – Сегодня в Москве на официальном совещании можно увидеть женщин в легком жакете и джинсах, и это вполне приемлемо и абсолютно нормально". Он добавил: "Сегодня видишь меньше косметики, меньше украшений и больше одежды в стиле casual".
Такое заявление может показаться странным, если посмотреть на огромный рост продаж. На российском рынке косметики стоимостью 5 млрд долларов и рынке одежды стоимостью 4 млрд долларов не видно признаков насыщения. Женщины покупают больше дорогих джинсов, больше дизайнерской спортивной одежды и больше косметики, чем когда-либо, чтобы выглядеть сексуально и стильно.
У россиянок "очень красивые фигуры, и они должны их подчеркивать", заявил Владимир Мельников, основатель и генеральный директор Gloria Jeans Corporation, "а лучше всего делать это в джинсах". По данным компании Euromonitor, занимающейся исследованием мировых рынков, Gloria Jeans является одной из наиболее быстро растущих российских компаний. "Секретарши в России готовы тратить на одежду 90% своего дохода, – добавил он, – тогда как мелкий бизнесмен, имеющий прибыль в 100 тыс. долларов, потратит на одежду гораздо меньшую часть дохода".
Ожидается, что продажи одежды в России к 2009 году достигнут 8 млрд долларов.
Дизайнер Денис Симачев может принимать похвалы за то, что помог россиянам понять, что стиль casual – это здорово. Его футболки с портретом Путина и традиционным цветочным орнаментом в прошлом году были российским хитом. Его мужская осенне-зимняя коллекция для мужчин включает черно-белые футболки с надписью по-русски: "НЕФТЬ", красное спортивное пальто с черными брюками, подчеркнутыми огромной меховой ушанкой.
Знаменует ли этот спортивный, но при этом сексуальный удобный стиль конец постсоветской, новорусской роскоши? Не совсем, говорят дизайнеры и специалисты, имеющие отношение к модной индустрии. "Россия, как и тысячу лет назад, не может решить, кто она и с кем она, – говорит Мельников из Gloria Jeans. – Но ее самая недвусмысленная роскошь осталась прежней. Даже Gloria Jeans, использующая американский имидж, привносит в свои коллекции множество украшений. Мы называем это бразильским стилем".
Да и российскому гламуру пока не грозит исчезновение. Покупатели еще могут столкнуться у мясного прилавка с сексапильной особой, облаченной в облегающее платье леопардовой расцветки и в туфлях на шпильках со шнуровкой до колена, как на античных сандалиях. Пассажиры метро могут увидеть шубу из шиншиллы до пола. Но в сегодняшней Москве многие женщины моложе 30 не злоупотребляют этим, так что одежда уже не соперничает со скуластыми личиками, надутыми губками и ножками.
Есть лишь две вещи, в которых стильного россиянина не встретишь нынешним летом: шорты цвета хаки и удобные сандалии на липучках. Если непринужденность не привлекательна, они ей не последуют.
inopressa.ru