Теплым летним днем в начале этого месяца в Галерее Рафаэля в Музее Виктории и Альберта в Лондоне собралось около тысячи человек, чтобы взглянуть на новинки британской моды. Собравшиеся получили сполна: черные костюмы в стиле садо-мазо, костюм пуделя в человеческий рост – творение, изготовленное из черно-белых надувных мячей и светящегося электрического жакета.
Фэшн-шоу, на котором демонстрировались работы Гарета Пью, было частью программы "Мода в движении" (Fashion in Motion), в рамках которой демонстрируются работы заслуживающих внимания дизайнеров, включая Кристиана Лакруа и британского дизайнера мужской одежды Озвальда Боатенга. Пью, enfant terrible британской моды, бросающий вызов и подрывающий основы, является квинтэссенцией этих характеристик, обожаемых на фэшн-арене Соединенного Королевства. Англия имеет сильные традиции искусного пошива одежды, однако ее модная арена более известна своей подверженностью влиянию улицы и актуальностью – на подиум просачиваются образы подростков из клубов и трансвеститов.
"Быть возмутителем спокойствия, шокировать родителей и полицию и пугать старушек на улице – все это часть лондонской смеси",- говорит Колин Макдауэлл, старший модный обозреватель The Sunday Times и креативный директор Fashion Fringe, ежегодного конкурса по поиску передовых талантов в британской моде.
Но этот дерзкий стиль по вкусу не всем; его можно любить или ненавидеть, как показал недавний опрос почти 20 тыс. человек в 19 странах, проведенный для издания The Wall Street Journal фирмой GfK Custom Research Worldwide.
Лондон финишировал с хорошими показателями в списке "самых стильных" европейских городов – самым стильным его назвали 7%, что позволило ему занять третье место. Но в то же время респонденты чаще других называли этот город, отвечая на второй вопрос – о "наименее стильном" городе. Наименее стильным его считают 5% респондентов.
Самым универсальным оказался парижский стиль. 34% опрошенных считают Париж самым стильным европейским городом. У этого города с его историей высокой моды, крупными компаниями, занимающимися предметами роскоши, такими как LVMH, и статусом родины влиятельных показов готовой одежды есть аура, которую сложно не чувствовать – на следующей неделе здесь стартует звездное мероприятие в ежегодном фэшн-календаре, показы Paris haute couture.
"Да, вероятно, французы, являются более элегантными и шикарными, – замечает Надеж Уинтер, глава отдела по коммуникациям и связям с общественностью Colette, крупного парижского магазина. – Мне, как французской девушке, смешнее всего разговаривать с нефранцузами. Представители немецкой фэшн-индустрии говорят: "Боже, какие француженки хорошенькие, такие красивые, такие сексуальные, такие стройные".
Однако, добавляет она, все рассказы о "парижском шике" за пределами Франции всегда посвящены ностальгической парижской элегантности 50-60-х – Коко Шанель, Одри Хепберн, Катрин Денев.
Париж создал систему высокой моды, и его историческая сила заключается в армии профессиональных модистов, перчаточников, изготовителей украшений и вышивальщиков, а не в системе, которая вознаграждает креативность, отмечает Клэр Вилкокс, эксперт по истории моды XX века и куратор выставки "Золотой век моды: Париж и Лондон 1947-1957" (22 сентября – 6 января, Музей Виктории и Альберта).
"Париж обучал мастеров ручной работы, а не дизайнеров", – говорит она о послевоенном периоде.
"Многие люди воспринимают Париж как город высокой моды, где проводятся модные показы", – говорит Марк Хофманс, директор GfK Custom Research. Люди, участвовавшие в опросе, давали ответы, в значительной степени опираясь на репутацию города как локомотива индустрии моды, подчеркивает он, хотя среди вопросов был и вопрос о том, в каком городе "люди одеваются наиболее стильно".
"Если бы разразилась некая ужасная фэшн-катастрофа, и Лондон, Нью-Йорк и Милан исчезли бы без следа, то мода осталась бы жива, покуда был бы цел Париж, – говорит Макдауэлл. – Однако это не делает Париж самым модным. Я бы поставил на первое место Милан".
Милан самым модным европейским городом выбрали 10% респондентов, поставив его на второе место после Парижа. "Итальянцы изобрели passeggiata, прогулку в вечерней прохладе, – говорит Макдауэлл. – Они наряжаются и гуляют, смотрят на других и показывают себя. Это приятное стремление произвести впечатление".
"В повседневной жизни Милан очень стильный, – говорит Сара Малокко, итальянка, живущая в Лондоне и работающая в сфере фэшн-пиара. – Даже собираясь в спортзал, люди обращают внимание на все детали, от ожерелья до обуви". Она ставит Милан выше Рима, который собрал 6% голосов в пользу своего статуса самого модного города. По сравнению с Римом, "Милан более продвинут и элегантен. Рим более криклив".
Тем временем все более мощным фэшн-клиентом становится Россия, однако москвичи страдают репутацией безвкусных и богатых, а не стильных и задающих тон. Как показал опрос, у Москвы есть и почитатели, и ненавистники. 2% всех респондентов выбрали ее самым стильным городом, поместив на 5-е место. В то же время 4% всех респондентов назвали ее наименее модным городом, поставив ее на 2-е место после Лондона (словно в доказательство того, что имидж и политика идут рука об руку, поляки особенно сильно осудили своего исторического конкурента – 12% поляков назвали Москву наименее стильным городом).
Рассказы о богатых россиянах стали пищей для обозревателей бизнес-страниц и отделов светской хроники в Европе и Америке. Когда речь идет о моде, имидж россиянина таков: одетый с ног до головы в Versace и зачастую увешанный драгоценностями. В этой любви к показному шику нет ничего нового. Роскошь византийской культуры всегда оказывала влияние, отмечает Алена Долецкая, главный редактор Vogue Russia. "Золотые купола, очень богатые церкви, изящное кружево, и мех поверх меха, надетого поверх меха" – все это формирует образ, отчетливо русской, образ, который, однако, необязательно соответствует более умеренной версии моды в Западной Европе. "Если русская девушка модница, она идет до конца", – говорит Долецкая.
Макдауэлл говорит, что своими покупательскими привычками россияне пока не влияют на курс моды. "Русское влияние сильно переоценивается, – говорит он. – Число тех (россиян), кто покупает предметы высокой моды, выросло, однако не настолько, как число таких покупателей в Италии и Франции".
И как благодатная почва для дизайнеров Россия отстает. "Дизайнеры находятся на младенческой стадии, однако они догонят очень быстро, – полагает Макдауэлл. – Дизайнеры вырастают на плодородной почве, а почва – это люди, которые ведут модную жизнь и нуждаются в модных вещах".
Что касается развития талантов, то здесь выделяются другие города. Макдауэлл называет Берлин: "Это очень художественно развитое общество", – делает он вывод.
Хофманс предлагает Антверпен, с его влиятельным штатом дизайнеров, таких как Анн Демельмейстер и Дрис ван Нотен, и авторитетным отделом моды в Королевской академии изящных искусств.
Нью-Йорк имеет сильный коммерческий уклон и в последние годы все более и более выдвигается на передовую. Уилкокс из Музея Виктории и Альберта расхваливает лондонскую фэшн-арену, которая растет на креативном дизайне, преподаваемом в таких школах, как Школа дизайна Сент-Мартинс, Лондонский колледж моды и Королевский колледж искусств. "Никто не может оспорить того, что лондонские школы искусств доминируют, – говорит Уилкокс. – Креативность феноменальна".
Самые стильные города:
Париж – 34% опрошенных
Милан – 10%
Лондон – 7%
Рим – 6%
Москва – 2%
Затруднились ответить – 21%
Наименее стильные города:
Лондон – 5%
Москва – 4%
Берлин – 4%
Бухарест – 3%
Затрудняюсь ответить – 38%
В опросе GfK Custom Research Worldwide по заказу WSJ приняли участие 19 792 человека в 19 странах. Опрос проводился в марте, апреле и мае. Респонденты выбирались случайным методом. Минимальный возраст участников – 15 лет. Опросы проводились очно в Австрии, Болгарии, Чешской Республике, Франции, Германии, Венгрии, Польше, России, Румынии, Испании, Швеции и Турции.
По телефону – в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Соединенном Королевстве и США. По интернету – в Нидерландах.
Опрошенное население:
Западная Европа – 10283 человека (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция, Соединенное Королевство)
Центральная Европа – 4995 (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния)
США – 1000
Россия – 2207
Турция – 1307
inopressa.ru