Вот первая SMS-ка. “Совершенно теряюсь среди этого блеска. Настоящий восточный дворец с надменными консьержами и администраторами. Ощущение такое, что это я их обслуживаю, а не они меня”. Персонал отелей-дворцов действительно много делает для того, чтобы клиент чувствовал себя не в своей тарелке. Взять хотя бы неловкие церемонии знакомства с массажистом в спа: этикет требует от клиента на время процедуры вступать с ним едва ли не в духовную связь, называть друг друга по имени и сердечно откликаться на вполне формальные вопросы типа “Из ви темприча ОК?”, “Из май прешша ОК?” Необходимость вести диалог, вместо того чтобы предаваться неге, новичков страшно угнетает, и они уже сами не рады, что согласились на эту чертову талассотерапию.
Следующая SMS-ка касалась дресс-кода. Нужно ли в ресторан “а-ля карт” со строгим метрдотелем на входе и подсвечниками на столах надевать пиджак и галстук. Для ответа на этот вопрос я вынужден был заглянуть в Интернет. “Здесь есть все для солидных клиентов, предпочитающих отдыхать спокойно и с достоинством”, — так позиционируют отель российские туроператоры. “Спокойно” — это расслабленно, без обычной повседневной мишуры, подумал я. “С достоинством” означает “прислушиваться к самому себе, к своим желаниям”. “Солидный клиент”, нервически повязывающий взятый напрокат галстук, — это абсурд. Я рекомендовал джинсы. Мой приятель оказался единственным в джинсах, все остальные были в шортах: в ту неделю не было русского заезда, и обошлось без “солидных клиентов”.
Я и сам однажды чуть не попал впросак с дресс-кодом. В шортах и футболке пришел на ужин в отеле Four Seasons Provence. “Так как вы в футболке, мы посадим вас вот туда, за колонну”, — распорядитель показал на дальний угол террасы. Вечер был бы безнадежно испорчен, если бы за горячим я не понял истинный смысл его слов: после заката на террасе стало ужасно ветрено, и, если бы не колонна, я бы превратился в ледышку.
Меж тем мой приятель учился любезно кланяться в ответ на фальшивые улыбки белл-боев, говорить “Спасибо вам”, подписывая счет на 200 долларов за несъедобный ужин. Впрочем, нет, высший пилотаж для клиента дорогого отеля — вежливо, но твердо отказаться от VIP-трансфера и вызвать такси.
“Друг мой, я оставил немного денег pour la femme de chambre, pour les portiers. Нужно что-л. для reception?” — это последняя SMS-ка
с поля боя. “Поступай по настроению. Это единственное неоспоримое право клиента отеля-дворца”, — написал я.
Автор — главный редактор газеты “На Рублевке”
Эдуард Дорожкин
vedomosti.ru