В этом телесезоне на Первом канале появилась программа «Модный приговор», которая выходит каждый будний день. Шоу «Снимите это немедленно!» на СТС обновилось и сменило ведущих. А на «Домашнем» Светлана Бондарчук начала вести программу «Одень свою подругу» (новый вариант ее же «Модной прививки»). Видимо, за этими каналами последуют и остальные. Так уже было с кулинарными программами. Появилась одна, потом другая, а потом, кажется, не осталось ни одного канала, где не учили бы готовить.
Пережив голодные 90-е, в последующие годы страна все никак не могла наесться. Сейчас вроде бы мы уже насытились. И телевидение, которое усиленно кормило нас на протяжении нескольких лет, теперь стало нас одевать.
СМЕНИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО
Первым сообразил, что женщинам нужна такая программа, канал СТС. «Снимите это немедленно!» вышла в эфир три года назад. Но в течение двух лет никто из профессионалов телевидения ее серьезно не воспринимал, хотя рейтинг программы рос.
— Аналогичная передача существует на ВВС, — говорит одна из продюсеров шоу, генпродюсер компании «МБ групп», производящей программы для СТС и «Домашнего», Марго Кржижевская. — Мы не хотели делать клон ВВС и ругать женщин за то, что они неряшливо одеты. В английской программе нет никакой житейской подоплеки. Там не ищут причин, почему женщина так себя запустила: от нее ушел муж или у нее возникли какие-то другие проблемы. А мы пытаемся это делать.
До нынешнего сезона программу вели Саша Вертинская и Таша Строгая. Сейчас у передачи появились новые ведущие — стилист Мария Железнякова (работает в компании модельера Дениса Симачева) и бывшая модель Наталья Стефаненко. Наталья родилась в городе Свердловск-45, а сейчас живет в городе Милан-49 ну или где-то там, в Италии. Инженер-металлург по специальности, она сделала успешную карьеру фотомодели, вышла замуж за итальянца, сейчас ведет модное шоу на итальянском телевидении и даже комментирует матчи футбольной команды «Интер».
По словам Натальи Стефаненко, русские женщины — единственные в мире, кто после ухода мужа к другой впадают в депрессию лет на пять и перестают думать о себе. Наталья вместе с Марией Железняковой на СТС выкидывает одежду, в которой ходят героини программы, объясняет, что им идет, а что нет, и помогает выбрать новые костюмы и найти свой стиль.
— На нашем телевидении долгое время боялись говорить о простых вещах простыми словами, — считает продюсер программы «Снимите это немедленно!» и исполнительный продюсер канала «Домашний» Наталья Билан. — На советском телевидении мог выступать только начальник или интеллектуал. Мы попытались говорить с женщинами просто. Вообще, российские зрители — очень благодарные. Они любят, когда их учат, когда им показывают, что делать, когда за них решают проблемы. Но если это касается одежды, каждый считает: у меня есть вкус, просто нет денег и времени. Это в корне неправильно. Неважно, сколько у тебя денег. Мало — купи три вещи, но так, чтобы их можно было комбинировать.
Человеку трудно посмотреть на себя со стороны. Но иногда изъяны и провалы вкуса видны даже не специалисту, а друзьям. На этом строится программа «Одень свою подругу» на канале «Домашний». Две подруги идут в торговый центр, каждая выбирает наряды, но не себе, а другой. Побеждает та, которая лучше оденет подругу.
— Мне кажется, интонация большинства программ на телевидении, особенно ток-шоу: «У многих те же проблемы, что и у вас, приходите к нам, расскажите, и мы вместе побьемся головой о стенку», — говорит Наталья Билан. — Может быть, в каком-то случае человеку важно выговориться. Но ведь ничего в его жизни не поменялось. Мы стараемся даже на таком (для кого-то примитивном) уровне решать часть проблем человека. Телевидение может побуждать к переменам: посмотрел, появилось желание — пошел выбирать одежду или хотя бы менять цвет волос.
ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Пенсионерка Ирина Пронина обвинялась в наивности в одежде. Ее подруга Люба, выступавшая в роли истца, считала, что романтический стиль одежды Ирины, не свойственный возрасту, мешает ей найти работу и друга: работодатели и мужчины не могут ее серьезно воспринимать. Это дело слушалось в программе «Модный приговор» Первого канала. Оно стояло в ряду других дел: муж обвиняет жену, что после рождения детей она перестала следить за собой, пользоваться косметикой и носить модную одежду; сын обвиняет маму, что она, наоборот, придерживается молодежного стиля; бабушка обвиняет 18-летнюю внучку, которая вульгарно одевается и чрезмерно красится…
В импровизированном судебном процессе участвуют сами герои, их родные и друзья, а также модельер Вячеслав Зайцев, обвинитель Эвелина Хромченко (редактор журнала L’Officiel) и защитник, телеведущая Арина Шарапова.
— О моде давно пора поговорить с экрана, — считает Вячеслав Зайцев. — Даже не столько о моде, сколько о культуре, о вкусе. Я 45 лет одеваю и раздеваю женщин самых разных уровней, полнот и возрастов. Почему я дал согласие на участие в этой передаче? Мне интересен процесс происходящего в студии, когда приходит человек, убежденный в своей правоте, а в конечном итоге появляется щель в его стилистической безусловности, в которую можно воткнуться. Нужно уметь убедить человека, не нарушив его «я», не спугнув и не обидев.
Случается, что стилисты этой и других программ, выбирая образ для героини, ошибаются. А порой к ним заходит индивидуальность — женщина, пусть с изъянами вкуса, но непохожая на других, а выходит некий стандарт. Такую можно увидеть в любом салоне красоты. Но все-таки сам факт, что телевидение дает женщине возможность попробовать что-то новое и измениться, заслуживает одобрения.
— Человечество никогда не перестанет делать три вещи: есть, размножаться и одеваться, — говорит Эвелина Хромченко. — О еде есть программы, о любви есть, значит, требовалось закрыть последнюю нишу, занятую на телевидении не в достаточном объеме. Нужно с помощью телевидения избавлять людей от стереотипов, связанных с одеждой. Их несколько. Главный: внутреннее важнее, чем внешнее. Внешнее — это стыдно, внутреннее — это роскошь и богатство. На самом деле внутреннее и внешнее — две половины. Если сравнивать наш внутренний мир и наш облик, не факт, что внутреннее перевесит. Второй стереотип: любая одежда стоит дорого. Это не так. Необходимо демонстрировать реальность цен. Есть стереотип молодых: люди боятся прийти в магазин, который красиво оформлен. И еще один стереотип: надо одеваться удобно. Что значит удобно? Давайте вообще не одеваться. Это страшно удобно — ничего стирать не надо.
О ВКУСЕ ВСУЕ
В программах о моде и вкусе практически нет героев-мужчин. Во-первых, потому, что зрители этих программ в основном женщины. Вторую причину называет Наталья Билан:
— Мужчина в нашей стране — священная корова. Он может одеться как угодно, не худеть, не быть спортивным. Когда начинается разбор мужчины и его манеры одеваться — это не нравится женщинам: «Чего его дергают? Он же мужик, ему простительно». Именно женщинам не нравится. Сами мужчины очень любят наряжаться и любят, когда о них заботятся. Думаю, через какое-то время появятся и программы для них.
А еще, по мнению Натальи Билан, вслед за программами о кулинарии и моде возникнут проекты о пластической хирургии, когда та станет более доступной. Кстати, один такой проект уже был на Первом канале, но, видимо, вышел он несколько преждевременно.
Можно ли не просто одноразово, за одну программу, изменить человека, а привить ему вкус? Вячеслав Зайцев считает, что можно. И приводит в пример себя:
— Я родился в семье уборщицы, прачки. Мама мечтала стать актрисой, но шла война, а после нее отца не было, и чтобы находиться поближе к детям, она пошла мыть подъезды и стирать белье. Я был воспитан в среде, далекой от красоты. В нашей маленькой комнате в коммунальной квартире на стене висела картина, которую я воспринимал как красоту, — «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Когда я приехал в Москву, для меня открытие современных художников стало событием. Я воспитал свой вкус. Вкус формирует среда обитания.
И вот тут мы подошли к главному. Может ли телевидение, которое в целом прививает зрителям дурной вкус к юмору, к музыке, к молодежному общению, привить хороший лишь к еде и одежде?