"Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти", - говорила Шанель. За 70 с лишним лет работы она совершила не одну, а несколько революций. От маленького черного платья парижского воробышка Эдит Пиаф до розового с окантовкой твидового костюма первой леди планеты Жаклин Кеннеди - Коко Шанель ломала каноны и разрушала стереотипы.
Сегодня, почти через 40 лет после смерти Шанель, в ее честь снова вершится история: музей имени Пушкина в Москве впервые открывает в своих залах выставку высокой моды.
Деревенская сирота
"В начале XXI века мода и дизайн стали полноправными частями художественной культуры, - рассказала в интервью BBCRussian.com Зинаида Бонами, замдиректора Пушкинского музея, курирующая международные связи и выставочную работу. - Все главные музеи мира сегодня проводят выставки, посвященные выдающимся дизайнерам, модельерам и архитекторам. Что же касается Шанель, то ее жизнь практически на протяжении всего ХХ века оказалась связанной с крупнейшими мастерами искусства. Среди них были и великие российские мастера - Дягилев, Стравинский, Лифарь".
Пикассо и Моран, Аполлинэр и Кокто, Мэн Рей и Сесил Битон боготворили женщину, чья карьера началась с должности "подавальщицы воды" на бальнеологическом курорте Виши.
Габриель Шанель родилась 19 августа 1883 года в деревушке Понтей в южной французской провинции Лангедок-Руссийон. Ее отец торговал бельем и рабочей одеждой на окрестных рынках, а мать была продавщицей.
С 12 лет осиротевшая Габриель воспитывалась в приюте в городке Мулен и мечтала о сцене и славе, что в те времена для девицы ее происхождения означало карьеру певички в курортном кафешантане. Однако в амплуа актрисы варьете Габриель потерпела фиаско - у нее не оказалось ни голоса, ни балетных данных.
От кафешантанного дебюта в муленской "Ротонде" юная Шанель сохранила только игривый псевдоним Коко, да несколько полезных знакомств среди местного офицерства. А "большая" биография Шанель началась, когда ей исполнилось 25 лет и в ее жизни появился первый состоятельный покровитель - красавец-офицер и завсегдатай ипподромов, Этьен Бальсан.
Коко всюду следовала за другом и придумывала себе и приятельницам наряды, подходящие к образу жизни офицерской содержанки. Маленькие шляпки не мешали следить за скачками и кокетничать с поклонниками, свободные расклешенные пальто защищали от ветра, а от тесных корсетов и узких юбок с воланами нужно было избавиться как от пережитков старины - в них неудобно было кататься на авто.
Кружево русского князя
Вместе с Бальсаном Шанель перебралась в Париж, и ее квартирка на бульваре Малерб стала центром "альтернативной" моды, где собирался весь цвет парижской богемы.
Первая мировая война, которую Габриель и ее новый покровитель, Бой Капель, пережили в Биаррице, русская революция и победы суфражисток во Франции расширили круг состоятельных клиентов и знатных поклонников.
В Биаррице Шанель встретила великого князя Дмитрия Павловича Романова. Он был младше Коко на 11 лет.
"Это была настоящая история любви, - рассказал в интервью BBCRussian.com французский куратор проекта, искусствовед Жан-Луи Фроман. - Благодаря Дмитрию Шанель познакомилась с целой плеядой талантливых русских, которые в то время нашли пристанище во Франции. Русское присутствие тогда было очень ощутимо - взять, к примеру, кумиров публики из Ballets Russes. Интерес к Дмитрию и его окружению пробудил в Шанель интерес к русскому костюму - вышивке, меховым подкладкам на пальто. Шанель нашла в этой традиции комфорт и свободу, к которым она всегда стремилась в своих моделях".
Среди экспонатов, посвященных "русскому" периоду творчества Шанель, представлены образцы вышивки, выполненные аристократками-золотошвейками из мастерской "Китмир", организованной в Париже сестрой князя Дмитрия, великой княжной Марией.
Жан-Луи Фроман признает, что видит в Коко Шанель, прежде всего, великую женщину. Автор проекта построил экспозицию из разделов, отсылающих зрителя к романтическим приключениям Коко.
"Я выбрал пять важнейших моментов в жизни этой женщины, - говорит он. - Пять этапов ее чувственного опыта, каждый из которых стал импульсом для воображения и художественной инновации".
50 костюмов из коллекции дома Chanel и десятки фотографий, картин и скульптур из собраний музея Пушкина, Центра Помпиду, парижского музея Пикассо, лондонской галереи Тейт и других государственных и частных коллекций организованы в разделы: "Черные цвета", "Венеции", "Красный", "Пески", "Твиды".
На просьбу назвать самый драгоценный экспонат выставки Жан-Луи Фроман отвечает, не задумываясь: "Маленькое черное платье Шанель - совсем простое, из очень простой скромной ткани. Это платье создано в двадцатых годах прошлого века. И у него нет аналогов. Для меня это скромное черное платье - шедевр. Знаете почему? Да потому, что до него ничего подобного на свете не существовало".
"Черные" - раздел выставки, который, как ни один другой, ассоциируется с трагическим опытом юной Габриель. По мнению Фромана, прародителями элегантных черных шедевров стали строгие темные платья воспитанниц сиротского приюта и одежда монашек, под чьим надзором прошли отрочество и юность Шанель.
И снова - революция
Замдиректора Пушкинского музея Зинаида Бонами все же отдает предпочтение живописным полотнам, а не шедеврам кройки и шитья. Для нее самый ценный экспонат на выставке - портрет Стравинского работы Михаила Ларионова.
Этот портрет из частного французского собрания впервые демонстрируется на территории России.
"Я очень рада, что нам удалось добиться участия портрета Стравинского в выставке. Известно, что Шанель была очень близко связана с Игорем Стравинским. В годы эмиграции, когда Стравинский приехал в Париж, ему негде было остановиться. По просьбе Дягилева, Коко Шанель почти два года предоставляла ему кров. Нам казалось, что присутствие на выставке этого малоизвестного портрета одного из крупнейших деятелей искусства двадцатого века - очень важно и ценно", - говорит Бонами.
Руководители музея имени Пушкина полагают, что выставка "Шанель. По законам искусства" революционна не только по содержанию, но и по форме.
Французские мастера представят новаторский для Москвы дизайн экспозиции, где архитектура залов, освещение и цветовые решения работают в концептуальном единстве с экспонатами, предлагая зрителю максимальный "опыт восприятия Шанель".
"О да, это революция! Но Пушкинский музей к ней полностью готов!" - восклицает куратор Жан-Луи Фроман.
Ожидается, что выставка Коко Шанель станет первым шагом к созданию в Москве самостоятельного музея моды. Во многих европейских столицах подобные музеи существуют давно и очень успешно, и, по мнению замдиректора Пушкинского музея Зинаиды Бонами, открытие музея Моды в российской столице - насущная необходимость.
"В Москве отдельные энтузиасты уже давно ведут работу, направленную на создание музея моды, - сказала она. - В частности, много усилий на это тратит известный историк моды Александр Васильев, который собрал собственную замечательную коллекцию исторической одежды. Современные модельеры тоже пытаются работать в этом направлении. Я убеждена, что такой музей абсолютно необходим России, время для его создания давно пришло! А если мы будем медлить, то мы просто потеряем то наследие, тот материал, который все же удалось собрать".
bbcrussian.com